Два выходных – и двенадцать погибших на татарстанских дорогах. Причина трагедий – выезд на полосу встречного движения. И пренебрежительное отношение к так называемым средствам пассивной безопасности.
Никаких погодных катаклизмов в эти дни на дорогах республики не наблюдалось. Субботняя метель не в счет, ведь для нашей зимы это дело вполне обычное, если не сказать нормальное. И все же именно в условиях плохой видимости, уже в сумерки водитель старенького «Мерседеса» на двухполосной дороге решается на обгон по встречке. Решается, зная, что в салоне у него жена и четверо малолетних ребятишек, которых он не позаботился защитить ни с помощью детских удерживающих устройств, ни даже посредством обычных ремней безопасности…
Увидев «Форд», который мчится во встречном направлении, водитель легковушки максимально прижимается к обгоняемому бензовозу, цепляет его боком, «мерс» разворачивает поперек дороги и… «Форд» впечатывается в бок немецкого автомобиля, круша его. Водитель и его жена на переднем сиденье погибли сразу, на месте скончалась и их десятилетняя дочь, сидевшая сзади. Троих тяжело травмированных детей срочно отправили на попутке в ближайшую центральную районную больницу. Живой довезли только трехлетнюю девочку – пятилетний мальчик и девятилетняя девочка умерли по дороге. Так в одночасье погибла целая семья, сиротой осталась малышка, за жизнь которой сейчас борются врачи…
Даже подъехавшие на место ДТП сотрудники ГИБДД – уж на что люди, как говорится, повидавшие всякое, – были шокированы увиденным на дороге.
И вот еще. Мистическим образом не сработали натяжители ремней безопасности обоих передних сидений, поэтому и водитель, и его супруга, пристегнутые, все равно погибли сразу. То ли судьба наказала их за то, насколько безответственно они отнеслись к безопасности своих отпрысков, то ли, наоборот, пожалела. Что может быть страшнее, чем гибель собственных детей? По утверждению специалистов, дети остались бы живы, если бы их перевозили по правилам, в детских удерживающих устройствах.
…Закономерный и страшный итог беззаботности, безответственности, оплаченных страшной ценой.
– У любой дорожной трагедии есть своя предыстория, – утверждает главный госавтоинспектор Татарстана Рифкат Минниханов, комментируя последствия аварий, произошедших в минувшие выходные в республике. – Что может быть проще – без крайней необходимости не выезжать в дальнюю дорогу в плохую погоду? Не настолько безопасны наши дороги, чтобы рисковать. А уж если пришлось, то учесть по максимуму все обстоятельства.
Наверное, водитель «Мерседеса», священник одной из татарстанских религиозных организаций, обязан был отправиться из Рыбной Слободы на службу в молельный дом в Чистополе. Но как мог человек, учивший других жить по правилам божьим, с полным пренебрежением относиться к правилам человеческим, правилам дороги?
Вправе ли мы сейчас выступать здесь судьями? Думаю, да. В смерти детей в данном случае повинны родители, и отрицать это невозможно.
– Не снимаю вины и с наших сотрудников, – продолжил Рифкат Минниханов. – По пути следования «Мерседес» миновал несколько стационарных и передвижных постов ГИБДД. И ни на одном из них автомобиль с детьми, которые перевозились с нарушением всех правил, не был задержан. Сотрудники, дежурившие в тот день, наказаны за непрофессиональное выполнение служебного долга. Только ведь детей уже не вернешь…
Тем, кто протестует против «произвола» сотрудников ГИБДД на дорогах, строго карающих за обгон по полосе встречного движения, главный госавтоинспектор Татарстана предложил звонить в управление и оставлять номера своих мобильных телефонов.
– Мы будем приглашать их на последствия подобных ДТП. Думаю, многих это отрезвит с одного раза
На следующее утро, на этот раз на автотрассе Москва – Уфа в Пестречинском районе, случилось схожее ДТП. Водитель «Газели» решает обогнать идущий перед ним грузовик-длинномер по встречной полосе, не удостоверившись, что она свободна от транспорта. И лоб в лоб сталкивается с идущей навстречу «четырнадцатой» с тремя пассажирами на борту. Оба автомобиля сваливаются в кювет, «Газель» вспыхивает… Оба водителя и два пассажира «Лады» погибли на месте.
Аварию зафиксировал видеорегистратор, которым был оборудован длинномер. На кадрах четко видно, как «газелька» на хорошей скорости приближается слева к большому грузовику, какое-то время идет с ним буквально «ноздря в ноздрю». Видна и стремительно приближающаяся «четырнадцатая». По непонятной причине, вместо того чтобы обогнать большегруз и встать перед ним, «Газель» виляет влево, удар – и на экране разлетающиеся в разные стороны осколки пластика.
Удивительно, но ни один из трех автомобилей не снизил скорость перед столкновением – ни легковушка, ни грузовики. Вероятно, у «газельки» не хватило мощности, чтобы еще хоть чуть-чуть прибавив скорость и обогнав длинномер, уйти от столкновения. Но ведь и водитель огромной фуры – владелец видеорегистратора, не пытался хоть слегка притормозить, чтобы пропустить «газельку» вперед и тем самым спасти пусть бестолкового, пусть нарушителя, но ведь человека. И не одного…
– Теоретически вы правы, – соглашается Рифкат Минниханов, – водитель длинномера мог бы притормозить. Но его действия нельзя назвать несоответствующими правилам дорожного движения. И наказать его не за что.
Искать виноватых – дело вообще неблагодарное. В данном случае вина погибшего водителя «Газели» и доказательств не требует – все ясно. Но любой водитель вспомнит хоть раз произошедший с ним похожий случай, разве что не с такими фатальными последствиями. Бывает, пытаешься обогнать (по всем правилам, конечно) плетущийся впереди автомобиль. А тот вдруг начинает проявлять чудеса резвости, не позволяя завершить уже начатый обгон. Вот вам и аварийная ситуация.
Редко когда не торопящийся никуда водитель великодушно принимает вправо и притормаживает. А ведь такая уступка – предписанная водительскими правилами вежливость, к тому же окупающаяся собственной безопасностью. В конце концов, два столкнувшихся на соседней полосе авто почти наверняка заставят «вздрогнуть» и неуступчивого любителя ездить медленно.
Еще когда известный каскадер и гонщик, автор нескольких книг по водительскому мастерству Юрий Гейко призывал «думать за дурака». Но мы не то что «за дурака» – за себя порой думать не успеваем. А жаль. В конце концов, в каждую машину по сотруднику ГИБДД, который будет следить за действиями водителя, не посадишь…
А в минувшие выходные к девяти жертвам этих двух аварий прибавились еще трое погибших, не пристегнувшихся ремнями безопасности. Какие еще нужны примеры, чтобы развернуть умы водителей в сторону собственной безопасности и безопасности их пассажиров?