Цепкие стальные пальцы манипулятора легко, словно горсть спичек, хватают заиндевевшие осиновые стволы и бережно укладывают их в штабеля. Кажется, что сидящий под желтым куполом кабины человек – лишь часть агрегата, что стальная махина работает сама по себе. Но вот все двенадцать кубов древесины выгружены, на это ушло не более двадцати минут, и машинист ловко спускается с верхотуры на землю. Знакомимся: Сергей Удеряков, оператор лесовоза-манипулятора из ГБУ «ЛЕС» Аксубаевского района, житель деревни Кисы.
–Территория, где мы сейчас находимся, принадлежит Ибрайкинскому участковому лесничеству, – рассказал Сергей Валерьевич. – Ранним утром я выезжаю в лес на делянку, где идет заготовка древесины. Оттуда везу ее на погрузочный пункт или, как мы его называем, склад. Таких объектов более десятка по всему лесничеству. Потом древесина отправляется прямиком на завод в Елабугу. За день успеваю сделать три-четыре рейса.
В лесу работает бригада лесорубов из пяти человек, которые ведут заготовку древесины. Выезжают на работу еще затемно – к семи утра, в лесу проводят весь световой день. Путь туда непростой, не всякая машина проедет по занесенным снегом лесным дорогам, поэтому по периметру лесничества и было организовано несколько погрузочных пунктов, куда свозят нарубленные деревья. Когда скапливается достаточный их объем, приезжают два-три автопоезда из Елабуги, их загружают, и они отбывают на завод. Там, кстати, претензий к качеству поставляемой древесины нет – лесорубы четко выполняют требования к поставляемой продукции.
…Время было послеобеденное, короткий зимний день клонился к закату. Сергей глянул на часы, заторопился:
– Попробую сделать еще один рейс, пока не стемнело. Ребята в лесу стараются, работают по-ударному, так что не буду их подводить.
Оставив за собой облако снежной пыли, мощный манипулятор скрылся за поворотом. А мы, забравшись в теплый «уазик», продолжаем разговор с заместителем руководителя Аксубаевского лесничества Минлесхоза РТ Юрием Сазоновым.
– В связи со строительством в Елабуге турецкой компанией «Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри» современного деревообрабатывающего завода перед работниками лесной отрасли Татарстана поставлена задача – полностью использовать расчетную лесосеку. А то она у нас, образно выражаясь, застоялась из-за невостребованности древесины, – сообщает Юрий Викторович. – Раньше деревья шли на изготовление пиломатериалов, срубов, но самое главное – дрова использовались в качестве топлива. Однако в связи с повсеместной газификацией сельчане перестали отапливать дома дровами. Таким образом спелые, достигшие зрелого возраста деревья оставались в лесу на корню, продолжали стариться, гнили. Это ухудшало экологию леса, способствовало скоплению сухостоя и повышало пожароопасность, мешало росту молодой поросли и воспроизводству новых лесных территорий. Если же учесть, что основными породами деревьев на территории Аксубаевского лесничества являются мягколиственные, практически невостребованные осины и березы, то ситуация с использованием расчетной лесосеки вообще стала критической. Завод подарил надежду, решил наболевшую проблему, а заодно помог создать дополнительные рабочие места, что тоже очень важно для сельской местности.
Еще летом мы изучили территорию, отвели делянки для заготовки и вот сейчас ведем сплошную рубку спелой древесины. Не надо, кстати, бояться сплошных рубок, лес должен вовремя использоваться. Вырубленные под корень площади полностью засаживаются новыми деревьями. Это проверенная общемировая практика, так поступает весь мир.
С июля 2013 года в Аксубаевском лесничестве работают четыре комплексные бригады, которые рубят лес на делянках и отправляют его на завод. На конец декабря здесь заготовили 5113 кубометров древесины, из них около 900 уже вывезено. В целом же в республике успели нарубить 59 тысяч кубов, на площадку завода «Кастамону», находящегося в экономической зоне «Алабуга», доставлено 20 тысяч кубометров древесины. Уже в первой половине текущего года начнет действовать первый пусковой комплекс. В день завод будет перерабатытать около двух тысяч кубов древесины, поэтому повсеместно в лесничествах Татарстана (их 31) создаются дополнительные бригады лесорубов. В дальнейшем в связи с пуском новых линий и расширением заводских площадей объемы заготовок увеличатся.
…Еженедельно на заводской площадке в ОЭЗ «Алабуга» или непосредственно в лесничествах проходят рабочие совещания с участием руководителей всех звеньев производственной цепочки. Нередко на них председательствует министр лесного хозяйства Наиль Магдеев, который под свой контроль взял заготовку древесины в республике. Мы встретились с Наилем Гамбаровичем в канун Нового года и попросили прокомментировать ситуацию.
В связи со строительством в Елабуге современного деревообрабатывающего завода перед работниками лесной отрасли Татарстана поставлена задача – полностью использовать расчетную лесосеку
– В этом году перед Минлесхозом поставлена задача заготовить по контракту более 500 тысяч кубометров древесины, в первую очередь невостребованных сегодня березы, осины, липы, – говорит министр. – Они будут использованы в качестве сырья для МДФ (плит из очень мелких древесных опилок). Это экологичный материал, востребованный в Европе и стремительно набирающий популярность в России. Плиты МДФ особенно охотно используют в производстве мебели. Кстати, в их состав входит и определенный процент хвойной древесины, ее мы тоже будем заготавливать. Хвойные породы деревьев в татарстанских лесах составляют 20–25 процентов. Для заготовки используем не деловой лес, а так называемую некондицию, из которой не получишь хвойную доску, паркет или дверные косяки. Если своей хвои окажется недостаточно, Татарстану ее готовы поставлять соседние регионы – Кировская область, Удмуртия, Марий Эл. При этом, как говорят специалисты, действует достаточно «короткое плечо» – расположение завода в «Алабуге» выгодно для всех. Дело за малым – хорошо работать и хорошо на этом зарабатывать. Мы к этому готовы.
Даже в праздничные дни заготовка древесины не останавливается – на работу лесорубы вышли уже 5 января. Ежедневно они заготавливают более 2,5 тысячи кубов древесины, из которых около тысячи – с помощью специализированной импортной техники, «Харвестеров» и «Форвардеров» (их в республике шесть пар). Остальное приходится пока валить с помощью бензопилы. Конечно, механизированный способ предпочтительнее – он экономичнее, мобильнее, предполагает совсем другой уровень комфортности для работников, в то же время требует высокой их квалификации.
Как признался министр, все будет зависеть от финансовых возможностей республики и от эффективности лесозаготовителей. Ведь только одна пара таких машин стоит 37 миллионов рублей.
– Все сразу не бывает. Наша задача – от простого двигаться к сложному. Вчера только весь лес бензопилой заготавливали, сегодня – уже половину. И это прогресс, – уверяет Наиль Магдеев. – С учетом того, что наш лес становится востребованным и рентабельным, появился рынок сбыта – мы дополнительно закупили сто новых тракторов. Была создана лесная транспортная компания, которая занимается транспортировкой и доставкой древесины на завод. Вся технологическая цепочка сегодня выстроена. Сегодня главное – максимально увеличить заготовку леса, и такие возможности имеются. У нас есть научно обоснованные нормы рубки – расчетная лесосека, согласно которой ежегодно можем рубить более 2,5 миллиона кубов мягколиственной древесины. Пока речь, напоминаю, идет о пятистах тысячах. Но вскоре появится второй пусковой комплекс, потом третий. Ежегодно количество комплексов в рамках проекта будет увеличиваться. Это позволит республике из ввозящей мебель (96 процентов) стать в течение трех-четырех лет ее экспортирующей. Тем самым появится мебельный кластер – откроется мебельное производство в городах и районах республики. Этот проект имеет эффект домино, который непременно поможет решить важные проблемы лесной отрасли.