Современные информационные технологии стремительно меняют нашу жизнь к лучшему. Электронные госуслуги избавили нас от стояния в очередях, а иногда и в пробках. Недавно было отменено «мобильное рабство». В Татарстане успешно прошла госприемку Система-112 и продолжает активно разворачиваться сеть цифрового эфирного телевидения. Обо всем этом наш разговор с заместителем Премьер-министра – министром информатизации и связи Романом Шайхутдиновым.
– Роман Александрович, с 1 декабря в России отменили так называемое «мобильное рабство». У нас в республике все готово к процедуре переноса, в случае необходимости, номеров сотовых телефонов от одного оператора к другому?
– Действительно, в России начал действовать такой закон. 1 декабря я посетил офисы операторов «большой тройки», все были готовы к приему заявлений. В Татарстане принадлежащий «Таттелекому» оператор СМАРТС тоже технически готов к переносу. Но пока информация о сроках получения новых sim-карт со старым номером абонента противоречивая.
– То есть лучше не торопиться?
– Да, лучше это сделать после новогодних праздников. Я сам собираюсь менять оператора, у меня пять устройств, четыре из них работают у одного оператора, а я хочу, чтобы операторы были разные. Достаточно интересно будет посмотреть, как будут меняться абонентские базы операторов спустя год после запуска процедуры переноса номера. Думаю, лидирующие позиции займет оператор с развитой сетью передачи данных. Сейчас смартфоны вытесняют обычные мобильники. У людей может быть один компьютер на семью и несколько смартфонов и планшетов. И качественный мобильный Интернет – это хороший козырь для оператора. Стоит отметить, что Россия занимает первое место в мире по использованию широкополосного Интернета, а Татарстан – первое место в стране.
– В конце ноября в республике прошли приемочные испытания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру 112. Система госприемку прошла?
– Татарстан стал первым регионом в России, который ввел в эксплуатацию Систему-112 и провел ее приемочные испытания. Госкомиссия признала результаты испытаний положительными. С запуском системы увеличилась скорость реагирования экстренных оперативных служб на сигнал о происшествии. И уменьшилось время приезда оперативных служб на место ЧП за счет ГЛОНАСС-мониторинга.
– Наверное, многие еще по привычке вместо нового номера 112 набирают 01, 02, 03.
– Конечно, еще звонят на старые номера, но популярность единого номера 112 постоянно растет. Сейчас в Центр обработки вызовов каждый час поступает около 200 обращений. Около половины звонков – это вызовы в службу скорой помощи. Оставшиеся распределяются между полицией и МЧС (спасатели и пожарные). Немаловажный момент – по номеру 112 с мобильного телефона человек может позвонить, даже если в его сотовом нет sim-карты. Также можно отправить sms-сообщение, если по каким-то причинам вы не можете позвонить. Вам перезвонят и выяснят, что случилось.
– Электронные госуслуги существенно экономят наше время – не нужно стоять в пробках и очередях. Какие из услуг наиболее востребованы у татарстанцев?
– Наиболее популярны услуги, связанные с уплатой штрафов, налогов и сборов, а также с дошкольными образовательными учреждениями. Так, Управление ГИБДД оказало более 7,5 миллиона электронных услуг. Министерство образования и науки (очередь в дет-ские сады) – более 1,6 миллиона. Министерство здравоохранения – более 1,1 миллиона записей в очередь к врачу. Сейчас более 96 процентов заявлений на регистрацию брака принимается органами ЗАГС в электронном виде. Около 46 процентов заявлений об устройстве в детские сады также направляется в электронном виде. Для полноты картины скажу, что сейчас татарстанцам доступны более 170 электронных услуг, которые можно получить через портал uslugi.tatarstan.ru, через мобильное приложение для устройств iOS и Android «Услуги РТ» и через инфоматы. В республике ежемесячно оказывается 2,5 миллиона электронных госуслуг, в том числе прием 1,9 миллиона запросов, 210 тысяч заявлений, 300 тысяч записей в очередь. Ежемесячно проводится свыше 235 тысяч платежей на сотни миллионов рублей.
– В прошлом году показатели были существенно ниже. Благодаря чему удалось добиться роста?
– Благодаря конкурсу «IТ-Чемпион» был достигнут прорывной рост в количестве оказанных электронных госуслуг – с 1,6 до 2,5 миллиона в месяц. У нас самый большой подушевой показатель в России. Идею о проведении конкурса высказал Президент Рустам Минниханов. Задумка великолепная – через школьников вовлекать родителей в процесс использования портала госуслуг. В конкурсе принимают активное участие дети из всех городов и районов Татарстана – всего более 286 тысяч (85 процентов от общего количества школьников). Победители от каждого района получат планшеты iPad. Кроме того, с «Мастеркард» мы подписали соглашение, по которому компания подарит победителям конкурса поездки в Диснейленд – для детей это настоящее путешествие в сказку.
– Какие еще госуслуги переведут в электронную форму в ближайшее время?
– В электронную форму перейдет подача заявлений о получении пособий по уходу за ребенком. Это важно – мамам и папам в многодетных семьях не придется тратить время в очередях. Также будут переведены в электронную форму подача заявлений на субсидии по оплате ЖКУ, на проезд в общественном транспорте. Постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по соц-
ипотеке в Казани, подача заявлений на перепланировку жилых помещений, перевод жилого помещения в нежилое. Мы не гонимся за количеством переведенных госуслуг, а исходим из востребованности услуг населением и их социальной значимости. Чем больше людей охватывает услуга и чем чаще ею пользуются, тем она важнее.
– Вот уже полтора года в Татарстане работает информационная система «Народный контроль». Как-то можно оценить эффект от ее внедрения?
– Этот сервис стал действительно народным, особенно активно татарстанцы им пользуются со своих мобильных устройств. Об эффективности системы «Народный контроль» можно судить по количеству положительно решенных уведомлений. Сейчас этот показатель составляет 53 процента от общего количества в 15,3 тысячи уведомлений.
– На что чаще всего жалуются татарстанцы в «Народный контроль»?
– Чаще всего – на недостатки в благоустройстве территории (32,5 процента заявок) и организации дорожного движения (31 процент), то есть на то, с чем жители сталкиваются каждый день. Граждане жалуются также на ненадлежащее состояние дворовых территорий и качество дорожного покрытия. При этом минимум половина заявок не требует больших финансовых затрат для устранения огрехов.
– В республике продолжается поэтапный переход на цифровое эфирное телевидение. Каков сейчас охват «цифрой» и что будет к концу следующего года?
– Татарстан первым среди регионов России запустил эфирное цифровое телевидение DVB-T2. Сейчас 75 процентов домохозяйств республики охвачено цифровым сигналом, до конца следующего года охват составит 98 процентов. Сейчас у людей практически отсутствуют ламповые телевизоры, которые не могут принимать цифровое эфирное ТВ. Кроме обеспечения качественной картинкой, цифровое телевидение повышает безопасность страны – оно дает возможность моментально оповестить граждан, например, о чрезвычайной ситуации.
– Современный человек очень быстро «обрастает» гаджетами – смартфонами, планшетами и так далее. И всем им нужен доступ в Интернет, причем желательно быстрый. Каково сейчас покрытие сетей 3G и 4G по Татарстану?
– В Татарстане сетью 3G охвачено 86 процентов населения. Сеть четвертого поколения так же активно разворачивается. Она уже есть в Казани и Набережных Челнах, скоро 4G появится в Альметьевске.
– В следующем году «Почта России» планирует открыть место международного почтового обмена (ММПО) в Казани. Что это даст республике?
– За размещение ММПО мы конкурировали с рядом регионов и выиграли. Для Татарстана это 500 новых рабочих мест, это служба таможенного терминала, где заняты около 200 человек, это круглосуточный режим обработки почтовых отправлений. С вводом ММПО нам удастся замкнуть на себе значительный трафик, который идет в Россию из стран Юго-Восточной Азии. Люди заказывают товары в Интернете, которые в посылках доставляют из-за границы. Сейчас этот поток идет через Москву, а через Казань время доставки сократится.
– Возможны ли в ближайшем будущем какие-то крупные события на телекоммуникационном рынке Татарстана, например, продажа «Таттелекома»?
– Нет, продажи «Таттелекома» мы не ожидаем. Думаю, будет более полезно, если этот актив останется у Правительства РТ. «Таттелеком» является достаточно эффективной компанией с точки зрения операционных финансовых результатов, а потенциальные покупатели – менее эффективны. При возможной продаже эти положительные результаты будут перенаправлены в пользу холдинговых компаний, то есть сократится объем инвестиционной программы «Таттелекома» на территории республики.
– К концу 2015 года в эксплуатацию планируется сдать первый пусковой комплекс Иннополиса. На какой стадии проект находится сейчас?
– Здесь создана особая экономическая зона технико-внедренческого типа. По сути – это первая айтишная ОЭЗ в стране. По «дорожной карте» проекта мы движемся к тому, чтобы юридически создать город Иннополис.
– Какие процессы предваряют начало большой стройки?
– Сейчас проходят конкурс-ные процедуры на строительство объектов Иннополиса. Ведется активная работа с потенциальными резидентами, в том числе с будущими жителями города. Мастер-план Иннополиса подготовила сингапурская компания RSP Architects, которая построила около трех десятков городов в мире. На днях состоялась встреча с директором RSP Architects Лиу Тай Кером, он очень трепетно относится к этому проекту и называет его «своим ребенком». Поставлена задача: первые жители Иннополиса должны встретить там новый, 2015 год.
К этому времени в Иннополисе будут построены 660 квартир, университет площадью около 75 тысяч квадратных метров и технопарки площадью 70 тысяч квадратных метров. В технополисе будут созданы комфортные условия для проживания и работы специалистов отрасли.
– Идея о возможном переезде чиновников из Казани в Иннополис получила какое-то развитие?
– Инновационная инфраструктура создается для специалистов в сфере высоких технологий, и мы посчитали, что было бы неправильно заполнять ее чиновниками. С другой стороны, когда все Правительство размещается в одном месте, это дает огромный синергетический эффект. Эффективность управления повышается в разы, а значит, можно сократить численность аппарата.