Раскрытая книга, освещенная солнечными лучами. Эмблема общества «Знание», которое ведет работу в нашей республике уже 65 лет, образно выражает его сущность и главное предназначение.
Сегодня все чаще приходится слышать о проблемах образования, нехватке квалифицированных специалистов, кадровом голоде, который испытывает отечественная экономика. В наш век это выглядит неким парадоксом, но только на первый взгляд. Та лавина информации, которую обрушивают на человека печатные и электронные СМИ, интернет-пространство, еще не есть знание. Задача же его получения, освоения по-прежнему актуальна. И в этой ситуации трудно переоценить значение контактов с людьми хорошо подготовленными, компетентными, готовыми помочь разобраться в том, что происходит вокруг, как оценивать те или иные общественные процессы, жизненные ситуации.
Реалии последних десятилетий немало поспособствовали тому, что понятие «публичная лекция», сама фигура лектора как умного собеседника, способного и к доверительному разговору, и к дискуссии на актуальную тему, стали в стране едва ли не уходящей натурой. Тем не менее в Татарстане общество «Знание» действует и располагает людьми, готовыми общаться со слушателями, помогать им в любой момент сверить свою точку зрения с мнением специалиста,
Эти благородные задачи республиканская организация общества «Знание» успешно решала на протяжении десятилетий. Стоявшие у ее истоков замечательные ученые, академики А.Арбузов и Б.Арбузов, профессоры Г.Камай, Б.Лаптев, Е.Бусыгин, А.Талантов, Я.Шарапов, Р.Нугаев многое сделали для того, чтобы организация превратилась в важный источник интеллектуального роста. В ее рядах плодотворно трудились шесть академиков и членов-корреспондентов Академии наук СССР, тысячи докторов и кандидатов наук. Такой лекторский состав позволял освещать широкий круг вопросов, причем не только в Казани, но и во всех районах и городах республики.
Правление республиканской организации поддерживало тесные связи с учеными Москвы, Санкт-Петербурга, зарубежных стран. В республике десятки лет читал лекции весь цвет научной и творческой интеллигенции бывшего СССР. Мы были близки к осуществлению заветной цели – создать в Казани республиканский университет по проблемам культуры народов Татарстана, сделать его духовным центром творческих сил. Но, к сожалению, наши идеи и задумки пришли в противоречие с так называемыми «демократическими» преобразованиями.
За 30 лет работы в обществе «Знание» я прочитал множество лекций в самых разных аудиториях. Сколько сосредоточенных лиц, пытливых глаз, сколько неожиданных вопросов! Вспоминаю встречу в Мамадышском районном Доме культуры. В тот морозный вечер перед учителями выступали академик И.Тарчевский и профессор Е.Красильникова. И хотя в зале было прохладно, никто не спешил уходить, оживленный обмен мнениями продолжался три с половиной часа. Осталась в памяти дискуссия о межнациональных отношениях, состоявшаяся в Альметьевске. Диалог профессора О.Несмелова и кандидата философских наук В.Королева со слушателями касался вопросов и наполнения суверенитета Татарстана, и языков народов, населяющих нашу республику. Такие же «десанты» высаживались на КамАЗе, в сельских районах.
В наше время очень важно знать новые подходы к управлению коллективами, к психологии людей, расстановке кадров согласно профессиональным качествам, конъюнктуру рынка. Все эти проблемы раскрывает в своих лекциях доктор экономических наук, профессор Академии правосудия Д.Вахитов. Особой популярностью его лекции пользуются у финансовых работников республики.
Сегодня в нашем арсенале и платные консультативные семинары для бухгалтеров по основным направлениям налогообложения. Они проводятся в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске, других городах и районах республики. Для более системного информирования населения об актуальных экономических, правовых и политических вопросах хотели бы получить заказ от Кабинета Министров, как это практикуется в Башкортостане и Чувашии.
Построение гражданского общества в современной России невозможно без становления гражданина, а этот процесс непредставим без изучения культурного наследия прошлого, его сбережения. Полностью поддерживаем инициативу Президента республики Рустама Нургалиевича Минниханова в сохранении памятников истории и культуры. Мы сознаем, что в решение этой задачи значительный вклад призваны внести учителя. В помощь им организованы курсы и семинары, которые общество «Знание» проводит совместно с Академией наук РТ и Минобрнауки.
В работе семинаров участвуют видные ученые, представители творческой интеллигенции. Так, лекцию «О развитии науки Татарстана в ХХI веке» читает академик Ш.Чабдаров, лекцию «Народы Татарстана в многовековой истории нашего Отечества» – академик И.Тагиров, «Об истории возникновения и становления татарского театра» – профессор И.Илялова. Заслуженный деятель искусств Татарстана Ю.Благов выступает с лекциями об истории русского театра в Казани, а также о творчестве великого артиста В.И.Качалова. Своими находками в архивах Москвы и Казани перед слушателями делится доктор исторических наук А.Литвин, прогнозами на перспективу социально-экономического развития Татарстана – доктор экономических наук А.Кудрявцева.
Подобные примеры можно продолжать долго. Важно, что эти семинары и встречи часто превращаются в творческую дискуссию. Такое общение крайне полезно, как для ученых, так и для аудитории. В процессе этой работы мы пришли к выводу, что такие лекции и встречи с учеными должны быть интересны не только учителям, но и учащимся старших классов. Правление общества «Знание» уже начало их проводить. Перед старшеклассниками казанских школ по проблеме «Наука и человечество в ХХI веке» в Академии наук РТ выступили ее президент А.Мазгаров, академики РАН и АНТ И.Тарчевский и А.Коновалов, академики АНТ Ш.Чабдаров, Ю.Коноплев, член-корреспондент АНТ М.Арсланов, профессор Р.Черкасов.
К сожалению, сегодня все отчетливее проявляется тенденция ослабления влияния органов государственной власти на духовно-идеологическую сферу развития общества. В условиях плюрализма мнений из поля зрения властных структур практически ушла проблема пропагандистского и идейного воздействия на различные слои общества и группы населения. Исчезла хорошо зарекомендовавшая себя в прошлом система целенаправленной лекционно-пропагандистской работы, хотя ее возможности на качественно ином уровне далеко не исчерпаны.
Участие граждан республики в выборах показало, с одной стороны, возросшую социальную активность, заинтересованное отношение к узловым проблемам политики федерального и республиканского уровней, а с другой – относительно низкий уровень понимания ими существа происходящих в обществе процессов. Речь об эклектичности, сегментированности массового сознания, его противоречивости и непоследовательности в восприятии процессов государственного строительства, проблем суверенитета, межнациональных отношений и гражданства, развития местного самоуправления и партийного строительства, места Татарстана в системе федеративных отношений в целом. Чтобы не допускать впредь «информационного зазора» между властью и населением, который нередко заполняется разного рода слухами, домыслами, ангажированными публикациями, а также повысить экономическую, политическую, правовую культуру татарстанцев, их общеобразовательный уровень, государству нужно активнее проявить себя на этом поле. Что в этой связи полезно было бы предпринять, не «изобретая велосипед», но разумно используя имеющиеся опыт и ресурсы?
Думается, настало время поднять до уровня государственной заботы конкретные меры по улучшению информационной работы среди населения Татарстана, оформив это указом Президента РТ;
в соответствии с этим документом восстановить на государственном уровне деятельность республиканского общества «Знание», костяк которого составляют ученые образовательных и научных учреждений Татарстана;
в городах и районах возобновить на платной основе лекционную работу, предусмотреть в бюджете республики необходимые средства для развития материальной базы общества «Знание» Республики Татарстан, зарплаты его штатным работникам и оплаты гонорара за прочитанные лекции;
создать в Аппарате Президента РТ структуру, обеспечивающую функции анализа, прогноза, информации и пропаганды. Вместе с обществом «Знание» она могла бы организовывать на постоянной основе выезд в города и районы специализированных информационных групп в составе государственных и хозяйственных руководителей республиканского уровня, депутатов Государственного Совета, научных и педагогических работников;
создать информационно-аналитические отделы при администрациях городов и районов для улучшения информирования населения, активизации работы по формированию у граждан патриотизма, правовой и политической культуры.
Возродить и наладить четкую систему распространения научных знаний – та задача, которая приобретает сейчас первостепенное значение. Особенно в связи с тем, что знания быстро стареют, нарастает дефицит профессиональной компетенции и функциональной грамотности работников. Решить проблему без широкого привлечения науки едва ли удастся.
Но просветительские традиции интеллигенции не забыты. Как и строки великого Габдуллы Тукая: «Только знанья правят миром. Им не правят дети тьмы. Прочь невежество и спячка! Пробуждаемся и мы».
Алексей ТИМОФЕЕВ, председатель правления общества «Знание» РТ