Прессе напомнили, как надо защищать детей от вредной информации
Какие возрастные ограничения должна выставлять для своих слушателей радиостанция, транслирующая рокмузыку? Как относиться к сценам насилия в картинах о войне, признанных классикой? Кто несет ответственность за отсутствие возрастной маркировки фильмов в программе телепередач, опубликованной в газете?
Эти и многие другие вопросы обсудили вчера в ходе видеоконференции, разъясняющей проблемные для средств массовой информации моменты Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Видеоконференцию для представителей СМИ провел глава Роскомнадзора Александр Жаров.
Открывая конференцию, Александр Жаров сообщил, что его ведомство еженедельно мониторит около 5 тысяч средств массовой информации, выявляя при этом (также еженедельно) около 20–30 нарушений. Процент нарушителей, как видим, очень мал, тем не менее, глава Роскомнадзора во вступительном слове обозначил типичные проблемы, с которыми приходится сталкиваться представителям СМИ.
В частности, он напомнил журналистам и издателям, что если средство массовой информации публикует в разделе «Знакомства» частные объявления, носящие интимный характер, то они должны маркироваться в выходных данных знаком «18+» и в публичных (доступных детям) местах распространяться только в запечатанных упаковках.
Еще один момент. Даже если руководители и хозяева СМИ твердо уверены, что их издание не распространяет никакой опасной для детей информации, они все равно должны выходить с маркировкой – в данном случае 0+. Только не надо забывать, что этой маркировке надо в дальнейшем полностью соответствовать.
Типичным, по словам Жарова, является и вопрос о том, кто несет ответственность, если в опубликованной в газете телепрограмме не проставлена возрастная маркировка фильмов и передач. Ответственность, пояснил глава Роскомнадзора, должен нести главный редактор.
А вот, например, телеканалам надо иметь в виду, что недопустимо пускать анонсы триллеров и фильмов со сценами насилия в дневное время, особенно в блоках программ для детей.
Отметим, что в видеоконференции принимали участие более 450 журналистов самых разных изданий практически из всех регионов России. Многим не терпелось спросить главу Роскомнадзора, что называется, о наболевшем. Так, главный редактор одной из дальневосточных радиостанций интересовалась: какая должна быть маркировка у программ, где звучит рок-музыка? Ведь в текстах песен там нередко упоминаются наркотики и спиртное… Если в песне есть только эпизодическое упоминание алкоголя, табака или наркотиков и она никоим образом не побуждает к их потреблению, то песня может звучать в любое время суток, но выход ее в эфир должен сопровождаться сообщением «для детей старше 12 лет», пояснил Александр Жаров. Если в тексте содержится оправданная жанром и сюжетом информация о «нехороших» веществах, но при этом выражается отрицательное, осуждающее отношение к их потреблению и содержится указание на опасность этого, то песня тоже может звучать в любое время суток, но под грифом «для детей старше 16 лет». Если же песня может вызывать желание употребить спиртное, то ее можно ставить в эфир лишь с 23 до 4 часов, сопровождая сообщением «запрещено для детей». При этом Александр Жаров предложил журналистам в случае необходимости консультироваться с аккредитованными в Роскомнадзоре экспертами (их список можно найти на сайте ведомства), чтобы правильно классифицировать категорию музыкального произведения.
Представитель одного из тюменских журналов, выходящих под грифом «18+» в запечатанном виде, посетовала на то, что в торговых центрах, где издание распространяется, упаковку часто снимают и кладут журнал на стойки уже без нее. Кто в этом случае будет нести ответственность, если он попадет в руки ребенку?
– Вы должны заключить с распространителем договор с указанием всех этих нюансов, – ответил Александр Жаров. – И дальше ответственность с вас снимается.
А вот телевизионщиков из Самарской области интересовало, как показывать старые советские фильмы, ставшие классикой, если там даже положительные герои нередко курят, пьют, а в картинах о войне еще и сцены насилия сплошь и рядом… Признанные произведения киноискусства, полагает глава Роскомнадзора, конечно, можно и нужно показывать по телевидению, пусть даже герои там не всегда ведут себя идеально. Но нужно руководствоваться здравым смыслом. Скажем, картину Элема Климова «Иди и смотри» лучше не демонстрировать днем, когда ее могут увидеть маленькие дети.
Больше часа длилось общение главы Роскомнадзора с журналистами, прозвучало множество весьма актуальных вопросов. Завершая встречу, Александр Жаров призвал средства массовой информации в случае необходимости обращаться в Роскомнадзор и его территориальные управления со всеми возникающими в связи с обозначенной темой проблемами.