Размышления у книжного развала
На ярмарке интеллектуальной литературы, недавно впервые прошедшей в Казани, особого ажиотажа не было. Но в течение двух ярмарочных дней в центре современной культуры «Смена», где представили свою продукцию более двадцати так называемых «нишевых» издательств со всей России, было довольно многолюдно. И даже те, кто оказался здесь случайно или пришел «за компанию», редко уходили без книг… Ну как тут не усомниться в том, что мы перестали быть если не «самой читающей», то просто «читающей» страной!
У всех, кто там был, действительно разбегались глаза, и не только от изобилия книг (к этому мы уже привыкли), но прежде всего от разнообразия и «незамыленности» ассортимента. Никаких тебе Донцовых и Устиновых, Лукьяненко и Емца с его прародителем Гарри Поттером. Не говоря уже о гламурных кропательницах дамских романов, имя которым легион. Вместо этого – настоящее раздолье для любителей качественного «нон-фикшна»: книги по искусству и культурологии, современная философия и эссеистика, редко издаваемая историческая и мемуарная литература вкупе с мировыми бестселлерами от Ad Marginem, «Европы», НЛО, «Текста», «Лимбус Пресс» и других членов «Альянса независимых издателей и книгораспространителей России». Здесь же – большой выбор литературы для детей и родителей в исполнении «малых» детских издательств ( «Самокат», «Розовый жираф»), не оставляющих попыток навести мосты между культурами и поколениями.
Сразу оговорюсь, что и появление в Казани нового культурного центра на улице Бурхана Шахиди (в помещении то ли бывшей конюшни, то ли зернохранилища), и сама книжная ярмарка, – сугубо общественная инициатива, поэтому информирование горожан шло преимущественно через социальные сети. И те из казанцев, кто по каким-то причинам пока не дружит с Интернетом, невольно оказались за бортом этого события. Иначе бы желающих посетить книжную ярмарку, уверена, было бы значительно больше. По крайней мере, в тех городах, где подобные ярмарки проходят при поддер-
жке государства, как, например, в Перми, к книжным прилавкам бывает не протолкнуться.
КНИЖНЫЙ РАЙ ИЛИ СИСТЕМНАЯ ОШИБКА?
Тем временем эксперты российского книжного рынка продолжают бить тревогу, фиксируя из года в год сокращение объемов продаж. По их оценкам, начиная с 2008 года книжный рынок в России «упал» на 28 процентов, и это не предел.
Кризисные тенденции докатились и до Казани. Год назад в столице Татарстана свернула свою деятельность федеральная сеть книжных магазинов «Буква», а перед этим о своей ликвидации объявила крупнейшая российская книготорговая компания «Топ-книга» (сеть фирменных магазинов «Книгомир»). Не удалось избежать оптимизации и супермаркету «Книжный двор», чьи площади в Казани сократились вдвое (с 1,5 тысячи кв. метров до 750).
В числе основных причин кризисных явлений в сфере книжной индустрии называют глобальное падение интереса к чтению, рост цен на книги и постепенное вытеснение бумажных носителей электронными. Вместе с тем все чаще высказывается мысль о системной ошибке отечественной модели развития рынка с его издательствами-монополистами и ставкой на массовую развлекательную литературу.
Действительно, наряду с ростом числа небольших издательств имеет место прямо противоположная тенденция – дальнейшая концентрация книгопроизводства в руках нескольких крупных корпораций, определяющих главные направления книжного бизнеса. По официальным данным, суммарный тираж книг и брошюр, выпущенных в 2010 году всего пятью из 1298 наиболее активно работавших издательств, составил около трети общего тиража по стране. А одна из самых обсуждаемых тем последнего времени – настойчивые слухи о возможном слиянии двух книжных гигантов – АСТ и «Эксмо», доминирующих на рынке художественной, детской и научно-популярной литературы. По предварительным оценкам, в случае, если объединение состоится, холдингу будет подконтрольно до 60 процентов рынка розничной книжной продукции.
По данным ВЦИОМ, в 2013 году количество россиян, вообще не читающих книги или делающих это очень редко, достигло 37 процентов. Это почти в два раза больше, чем в 1996 году (20 процентов)
Между тем в 2013 году объемы продаж на книжном рынке в России продолжили снижение. В первом полугодии по сравнению с аналогичным периодом прошлого года рынок уже сократился на 7 процентов в денежном выражении и на 11 процентов – в натуральном…
По мнению независимых экспертов, именно монополизация издательского бизнеса является основной причиной сокращения тиражей и объемов продаж. Отсутствие конкуренции приводит к тому, что люди просто перестают ходить в книжные магазины крупных торговых сетей из-за однообразия их ассортимента…
ЧИТАЕМ НЕ МЕНЬШЕ, НО РАЗНОЕ
Падение общего интереса к чтению, безусловно, тоже серьезный фактор. В связи с этим еще в 2007 году была принята национальная программа поддержки и развития чтения, ориентированная в первую очередь на детей и подростков. Правда, как признаются сами ее разработчики, похвастаться им пока нечем. В сознании нынешних тинейджеров место книги давно и, похоже, бесповоротно заняли Интернет и компьютерные игры. Что же касается взрослых россиян, то в подавляющем большинстве это люди, родившиеся «в самой читающей» стране либо воспитанные на этом мифе и к тому же пережившие журнально-книжный бум начала девяностых годов, поэтому и сегодня, думается, их потребность в чтении никуда не подевалась. Другое дело, что разброс их читательских предпочтений стал значительно шире.
Ведь если вспомнить даже позднесоветский период, когда уже существовал «самиздат», то и тогда круг чтения большинства из нас был приблизительно один и тот же. И если, допустим,
КНИГА КАК НЕ ТОВАР
Создание мощных книжных холдингов в первую очередь усложняет жизнь небольшим издательствам, и особенно тем из них, кто во главу угла ставит не столько извлечение прибыли, сколько просветительскую и гуманитарную деятельность. Им тоже приходится
К слову, западный мир давно уже живет по «нишевым» законам. Наряду с крупными издательствами-универсалами там вполне комфортно чувствует себя мелкий книжный бизнес, обслуживающий сравнительно небольшие читательские ниши. В идеале же каждая книжная «точка» должна быть ориентирована не на ассортимент, а на аудиторию, которая будет обживать магазин практически как клубное пространство. А когда вокруг все «свои», то и с ассортиментом легче разобраться…
Альянс – это содружество очень разных проектов, в том числе занимающихся продвижением электронных книг. К ним, кстати, издатели традиционных, бумажных книг относятся без предубеждения, считая, что оба эти формата всегда будут существовать параллельно. Да, какие-то тексты неизбежно уйдут в электронный формат: например, словари, справочники, энциклопедии. Но какие-то навсегда останутся в бумажном виде. И тот, кто приучен к чтению, будет покупать и бумажные, и электронные книги. А тому, кто вообще не читает, не нужно ни то, ни другое.
Остается добавить, что своеобразным представительством Альянса в столице Татарстана на сегодняшний день является центр современной культуры «Смена», где планируется проводить выставки актуального искусства, творческие встречи, лектории и еще многое другое. А буквально на днях здесь открылась своя книжная лавка. Думаю, это хорошая новость в первую очередь для тех, кто «опоздал» на первую в Казани ярмарку интеллектуальной литературы.