Вернулось забытое «белое время»

В постоянной суете мы забываем о вещах, которые действительно важны. Торопимся на работу, домой, постоянно что­то планируем, из-­за чего-­то переживаем – в этой сутолоке проходит жизнь. Подводя итог очередного прожитого года, понимаем, что он как­то незаметно пролетел, из прошедших 365 дней даже вспомнить­то особо и нечего.

Автор статьи: Вероника АКИФЬЕВА

information_items_10108809

В постоянной суете мы забываем о вещах, которые действительно важны. Торопимся на работу, домой, постоянно что­то планируем, из­-за чего-­то переживаем – в этой сутолоке проходит жизнь. Подводя итог очередного прожитого года, понимаем, что он как­то незаметно пролетел, из прошедших 365 дней даже вспомнить­то особо и нечего.

Остановиться и задуматься о том, туда ли мы идем и зачем живем, почувствовать мир во всей его красоте – такова идея новой коллекции известного казанского дизайнера Надежды Аюповой, презентация которой состоялась в столице республики.

Коллекция стала результатом обращения к истории женского костюма волжан XVII–XIX столетий и называется «Белое время». Конечно, название не случайное и тоже взято из истории. В старину существовал особый «белый период», когда все село почти замирало – людям нельзя было беспокоить засеянную землю и проявлять суетливость. Крестьяне в белых одеждах собирались вместе на улице, девицы садились вышивать непременно на белом полотне, убежденные, что синие и красные ткани Бог не любит и не по­шлет дождя… Если же кто-то  в селе появлялся в цветных одеяниях, то его обливали водой, чтобы не лишиться дождя.

– После завершения коллекции, посвященной тысячелетию Казани, я размышляла, чем заняться дальше, – рассказала Надежда Аюпова на пресс-конференции, организованной Республиканским агентством по печати и массовым коммуникациям. – Решила обратиться к истории костюма волжан. Покопавшись в книгах, была поражена вкусом наших предков: сочетание цвета, формы, фактуры – все в их одежде было гармонично и неповторимо.

В течение двух лет модельер занималась воссозданием старинных женских костюмов. Разумеется, не «один в один», а в современной интерпретации. Итогом же этой работы стали семнадцать нарядов, сшитых из льна и конопли, а также старинных домотканых материалов. В одежде и в украшениях использованы серебряные монеты прошлых столетий. По признанию дизайнера, она искала их по всей России – в частных коллекциях, на «блошиных» рынках.

– Когда пришивала эти монеты, то поняла, какие они живые, сколько тайн хранят, – рассказала Надежда. – Сама вычищала каждую монетку и получала от этого процесса удовольствие. Теперь это уже «болезнь» – собирать серебро. Думаю, эта коллекция будет бесконечной. Готовы семнадцать моделей, на следующий год будут еще, потом еще… Это неисчерпаемый источник вдохновения, мы много ценного забыли – и это необходимо вернуть в нашу жизнь.

На встречу с журналистами Надежда Аюпова пришла в длинном эффектном красном платье. Как выяснилось, оно куплено на рынке и ему уже семьдесят лет. Причем модельер ничего в нем не меняла, так как хорошо сохранились цвет и сама ткань, да и дизайн смотрится вполне современно.

– В обществе интерес к народному костюму то возникает, то угасает, – рассказала этнограф Национального музея Татарстана, автор книги «Народный костюм татар Поволжья и Урала» Маргарита Завьялова. – Сейчас опять наблюдается всплеск. К примеру, на Кавказе в национальные костюмы уже готовы одеться некоторые чиновники. У нас в республике модельеры больше интересуются лишь татарским костюмом. В том, что Надежда нашла изюминку в одежде удмуртов, чувашей, татар, русских, нет ничего удивительного. Когда мы реставрировали наряды, то поражались умению тогдашних мастериц. Из простых материалов – крашеного холста, самодельной тесьмы, ракушек, монет – женщины создавали что-то  необыкновенное, красивое и самобытное, передавая традиции народного костюма из поколения в поколение.

Журналистам Надежда Аюпова представила четыре наряда, наиболее приближенных к своим оригиналам. К примеру, восстановленный по старинной фотографии удмуртский кафтан невесты. В старину после замужества за выходца из другого села удмуртка на следующий день вставала очень рано, надевала этот наряд и шла выгонять корову в стадо. А селяне смотрели в окна и обсуждали новенькую – насколько она хороша и работяща. Кафтан так и назывался – «для выгона коровы в первые дни замужества». Конечно, дизайнер его осовременила, но даже в таком виде он смотрелся достаточно эпатажно.

Рассказывая о своих моделях, Надежда Аюпова призналась, что умение пришивать монеты так, чтобы они звенели при ходьбе, – тоже искусство, и в процессе создания коллекции ему пришлось учиться. Еще одно украшение – нагрудная перевязь – была практически у всех народов Поволжья, только называлась по-разному. Возникло же оно от оберега – сначала в перевязь вшивались кусочки можжевельника, зубы волка, затем – мешочки с текстом молитвы. В современной интерпретации это нагрудное украшение из черного бархата, французских кружев, жемчуга, монет и стразов вполне сделало бы его хозяйку королевой любой вечеринки.

В национальном костюме не было ничего случайного, даже вышивка имела определенный смысл, и в основном одежда несла охранительную функцию – от сглаза, от порчи, в общем, от любой негативной энергии. Она была действительно уникальна, ведь девочек учили вышивать с самого детства.

– Мне все задают вопрос: а зачем ты эту коллекцию создала, если ничего не собираешься продавать? – продолжила дизайнер. – Да, это так. Но это смысл моей жизни. Красивая одежда способна дать человеку эйфорию, ощущение радости и счастья.

Если модельер была настроена на философский лад, то журналистов волновали вполне житейские вопросы. К примеру, в какую сумму дизайнеру обошлись созданные наряды, готовы ли люди носить авторскую одежду. По словам Надежды Аюповой, если в Лондоне помешаны на винтажных нарядах, в Москве – на одежде неизвестных местных дизайнеров, то в Казани по-прежнему ценятся известные лейблы.

– Что касается авторской одежды, то пока, на мой взгляд, большинство людей не готово ее носить, – заметила она. – Думаю, моя новая коллекция – это одежда будущего. Пока же есть идея создать музей, где можно было бы представить все свои коллекции, чтобы люди могли смотреть и вдохновляться.

На следующий день после пресс-конференции состоялся закрытый показ для журналистов, друзей и поклонников дизайнера. Судя по тому, насколько увлеченно гости фотографировали и восхищенно рассматривали представленные наряды, «белое время» всем пришлось по душе. Моя подруга готова была надеть хоть завтра по меньшей мере три платья с подиума. То, что коллекция не для продажи, ее ничуть не расстроило – окрыленная увиденным, она прикидывала, какой вышивкой
украсит свои льняные брюки.

Я же сфотографировала с разных ракурсов «кафтан для выгона коровы». Теперь ищу портниху, которая возьмется создать для меня это чудо.

Надежда Аюпова – неоднократный лауреат международных конкурсов «Адмиралтейская игла» (Санкт-­Петербург), победительница конкурса «Русский кутюрье» (Москва), конкурсов «Русский силуэт» (Москва), «Серебряная нить», «Национальные традиции в современной моде» (Казань), выпускница российско­-итальянской школы «Стиль», знаменитой лондонской школы дизайна St.Martin.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще