В Общественной палате Татарстана была организована «горячая линия» по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. О том, какие жалобы поступили от населения, какие здесь основные болевые точки, мы решили узнать у одного из организаторов и участников этого мероприятия – члена комиссии Общественной палаты Российской Федерации по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике РФ, члена рабочей группы ОП Татарстана по общественному контролю в сфере ЖКХ, профессора кафедры радиоэлектронных и телекоммуникационных систем КАИ Михаила Застелы.
– Михаил Юрьевич, вы преподаете предметы, связанные с радиотехническими системами, и эта сфера достаточно далека от жилищно-коммунального хозяйства. Как получилось, что вы стали специалистом еще и в области ЖКХ?
– Пятнадцать лет назад мы приобрели жилье в десятом микрорайоне Казани по схеме долевого строительства, и оказалось, что в многоэтажке полно проблем. В то время товарищества собственников жилья только создавались, не было закона, регламентирующего их деятельность. Поэтому было сложно устранять недоделки в правовом плане. Главная проблема была в наличии крышной котельной, которую установил застройщик, чтобы сэкономить на присоединении к централизованному теплоснабжению. Котельная была венгерская, а наш климат отличается от европейского, да и вода несколько иная по качеству. Даже если внедрять котельные такого типа, необходима городская программа – их должно быть много, необходим сервис для их обслуживания, так как жильцы одного дома не смогут оплачивать обслуживание крышной котельной. Поэтому я занялся решением в первую очередь именно этого вопроса. На что ушло два с половиной года… За это время поднаторел в жилищном законодательстве, познакомился со многими специалистами и руководителями в сфере ЖКХ; стучался во все двери, какие только можно. В итоге котельную удалось демонтировать, а дом подсоединить к централизованному теплоснабжению. Сам я стал членом Общественной палаты Татарстана и вошел в состав республиканской межведомственной комиссии по обеспечению прав и законных интересов граждан при предоставлении жилищных и коммунальных услуг. Когда же проблема крышной котельной была почти решена, я переехал в другой район. Продолжаю до сих пор оказывать помощь этому ТСЖ ( «Пионер»), консультирую по жилищно-коммунальным вопросам.
– А в чем заключается ваша помощь?
– Проблем в любом доме, думаю, предостаточно, так как жильцы хотят платить меньше, а обслуживающие компании хотят получать больше. Это нормальное противоречие. К примеру, в ТСЖ «Пионер» удалось примерно на двадцать пять процентов снизить плату за отопление, воду и канализацию благодаря установке домовых приборов учета. Сейчас на фасаде дома установлен датчик тепла, который входит в систему регулирования температуры, и оплата уменьшается, потому что, когда на улице теплее, дом меньше отапливается. Затраты на такой прибор «отбили» за три года. Потом установили узел учета по горячей и холодной воде. Когда же обслуживающая организация решила брать за обслуживание лифта в два раза больше, то подобрал замену этой компании, где цена была на том же уровне.
– Что можете сказать о прошедшей «горячей линии» в Общественной палате?
– Подобные мероприятия мы проводили не один раз, и «горячие линии» уже давно стали не только телефонными – люди в назначенное время и звонят, и приходят на консультации. Благодаря таким приемам получаю информацию о том, где наиболее болезненные точки. В свое время очень остро стоял вопрос с ОДН, сейчас, судя по обращениям граждан, эта проблема спала.
Очень часто люди жалуются безосновательно. Пример с последней «горячей линии»: пожилая женщина недовольна тем, что управляющая компания требует с нее восемь тысяч рублей. Смотрю по ее платежке – там висит долг: начислено за месяц полторы тысячи, а она заплатила 750 рублей. Спрашиваю, почему платите только половину суммы? Отвечает: «Я инвалид, у меня льгота». Но она получает на оплату ЖКУ около двух тысяч рублей от органов социальной защиты, что отражено в счет-фактуре, и это даже больше, чем начислено. Исходя из ее логики, получается,
На данный момент, на мой взгляд, необходимо как можно быстрее вводить цивилизованную форму жалоб. Что я под этим подразумеваю? Жилец должен пройти с жалобой, как это бюрократически ни прозвучит, определенные этапы. Ему не следует писать о своей проблеме сразу Президенту республики, для начала необходимо обратиться в управляющую компанию, обязательно в письменном виде. Если она не помогла – в органы муниципальной власти, если и там безрезультатно – можно прийти к нам. В администрацию Президента, прокуратуру, жилищную инспекцию не должны поступать такие жалобы, как «не горит лампочка в подъезде» или «три дня стоит между площадками пакет с мусором», а они поступают. И число таких жалоб возрастает. Недавно мы подсчитали, что одна такая жалоба обходится бюджету примерно в тысячу рублей – раз она зарегистрирована в таких органах, ей присвоен определенный статус и она не может остаться без внимания. Но не это главное. Хуже, что в этом коммунальном «шуме» тонут те жалобы, на которые действительно необходимо реагировать высоким инстанциям. Сейчас Интернет под рукой, и для того чтобы составить заявление, особых усилий не требуется – на сайтах можно найти готовый образец, куда вписываются фамилия, адрес, проблема, затем письмо отправляется по электронной почте. С одной стороны, мы довольны электронными технологиями, а с другой -начинаем пожинать не совсем приятные плоды. Согласитесь: Президент республики не должен заботиться о лампочках в вашем подъезде или выносить мусор с площадки на этаже.
И еще. Когда я общаюсь с людьми, то очень прошу: не пишите на пяти страницах про все на свете, выберите главное и коротко обозначьте это в заявлении.
– Какие еще рекомендации даете тем, кто приходит на прием?
– Подсказываю, куда обратиться в том или ином случае. Обязательно говорю о том, чтобы в доме, если нет ТСЖ или ЖСК, создавали общественный орган – совет дома – и выбирали старшего. Именно он должен обращаться «наверх» и выступать от имени жильцов дома. Как правило, когда находится компетентный человек, он быстро устанавливает взаимосвязь с управляющей компанией, с исполкомом, и все решается эффективно и в оптимальные сроки. Если я сейчас попрошу в УК: придите мне завтра красить подъезд, мне ответят: «Не запланировано», и будут правы. Там, где живу сейчас, старший по дому полностью проконтролировал ремонт здания, проводимый к Универсиаде. Он ухитрился заменить бригаду на более квалифицированную, каждое утро вставал и смотрел, что и как делается. Сейчас на здание приятно посмотреть. Прекрасно отремонтировали крышу, устранили многие внутридомовые недостатки. Все это благодаря работе старшего по дому.
– То есть многое зависит от его личности?
– Да, это очень важно. До тех пор пока не найдется в доме заинтересованный человек, порядка не будет. Он необязательно должен быть один, может работать и группа активистов. Я вижу свою задачу не только в том, чтобы помогать решать проблемы жильцов, но и в том, чтобы у людей не было необходимости жаловаться. И как раз старший по дому мог бы решить здесь многие вопросы.
Удачную работу провела Счетная палата республики. Она подготовила документ о рисках в системе ЖКХ, в котором прописаны многие проблемы, связанные с ними, а также сообщается, кто должен решать эти вопросы. Я участвовал в этой работе, и очень хочется, чтобы данный документ воспринимался каждым жильцом как руководство к действию. Думаю, он будет размещен на сайте в Интернете, и каждый сможет с ним ознакомиться.
– Вы являетесь еще и членом комиссии Общественной палаты Российской Федерации по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике РФ. Это
– Год назад Общественная палата России решила заняться вопросами жилищно-коммунального хозяйства и создала рабочую группу, в которую набрали по одному специалисту из каждого региона. От Татарстана туда вошел я. Пользуясь случаем, хотел бы поднять важную проблему через вашу газету. Дело в том, что Общественная палата России хотела, чтобы в рамках ее деятельности республика выделила помещение с оргтехникой и связью, а также оплачивала бы работу человека, который отвечает на телефонные звонки. Это должна быть приемная, куда можно обратиться по вопросам жилищно-коммунального хозяйства в любой рабочий день. В специально отведенное время здесь проводили бы консультации специалисты в этой сфере. Президент республики дал добро и решение данного вопроса возложил на Минстройархжилкомхоз. Несколько раз мы встречались со специалистами из этого ведомства, но пока поручение Президента так и не выполнено. Сейчас Москва финансирует небольшие курсы для обучения председателей ТСЖ в Татарстане. Для приемов граждан мы используем помещения Общественной палаты республики или совета домовых комитетов. Конечно, такие встречи носят нерегулярный характер. А хотелось бы иметь постоянную приемную – это было бы хорошим стимулом для общественного контроля в сфере ЖКХ.