Известный урбанист Энрике Пеньялоса поделился с татарстанцами своими идеями
Бывший мэр колумбийской столицы Боготы, ныне председатель правления Института транспорта и политики развития Нью-Йорка Энрике Пеньялоса приехал в Казань по личному приглашению мэра Ильсура Метшина. Как уже сообщалось, в столице Татарстана он выступил с публичными лекциями перед государственными и муниципальными служащими, предпринимателями, вузовской общественностью. В понедельник в Казанской ратуше на его лекции побывал Президент Рустам Минниханов.
Кого уважать в первую очередь?
– Для меня большая честь быть здесь и поделиться с вами идеями о том, каким может быть город, – начал свою лекцию г-н Пеньялоса.
Какой же город, по мнению специалиста по урбанистике, можно назвать хорошим? Тот, где людям приятно и хочется гулять пешком. Тот, где хорошо себя чувствуют наиболее уязвимые категории населения – дети, инвалиды и пожилые. Город, в котором люди важнее машин.
К сожалению, сегодня многие города создаются для машин, а не для людей, констатирует экс-мэр Боготы. Чтобы избавиться от пробок, расширяются дороги, люди загоняются в подземные переходы, тротуары используются под парковки, а горожане регулярно рискуют оказаться под колесами… Все это, по мнению Пеньялосы, проявление неуважения к человеку. Почему люди во многих мегаполисах так любят посещать торговые центры – моллы? Потому что там они могут гулять, не рискуя попасть под машину. Но ведь в таких моллах вы никогда не поймете, в каком именно городе находитесь, там все одинаково и нет открытого пространства… «Если горожане назначают друг другу встречи в торговых центрах, город болен», – считает специалист по урбанистике.
«Почему мы считаем все это нормальным?» Озадачившись этим вопросом, Пеньялоса, будучи мэром Боготы, создал там принципиально иную городскую среду. Вместо автодорог он начал строить пешеходные зоны, велосипедные дорожки, парки и скверы. Кроме того, создал в столице Колумбии одну из лучших в мире систем городского транспорта. Вообще, по мнению Пеньялосы, человечество сделало большую ошибку, начав приспосабливать города под машины, а не под людей, и сейчас уже во многих мегаполисах мира пытаются эту ошибку исправлять. Например, на Бродвее многие участки сделали исключительно пешеходными, в Мадриде убрали под землю автотрассу, чтобы построить парк… Вначале, вспоминает Пеньялоса, когда он только начинал в Боготе освобождать тротуары от паркующихся там машин, ему всерьез угрожали импичментом, но под конец работы на посту мэра его рейтинг был самым высоким среди всех боготских градоначальников за все время существования города.
Велосипед – наше все
– Исследования показывают, что хороший город делает людей счастливыми при любом уровне доходов, – рассказывает Энрике Пеньялоса. И добавляет: экономическое развитие как таковое не может создать хороший город, как раз наоборот – хороший город обеспечит экономическое развитие, потому что он будет притягивать к себе инвесторов и туристов.
В идеале в хорошем городе, считает Пеньялоса, можно, не сталкиваясь с автомобилями, пройти пешком через всю его территорию по благоустроенным тротуарам, паркам и скверам. Или проехать на велосипеде.
Строительство велодорожек – еще один важный момент в его градостроительной концепции, и сегодня в наиболее продвинутых городах мира их появляется все больше. «Конечно, у вас сейчас холодно, но и в Дании тоже холодно, а по-
смотрите, как там популярны велосипеды», – заметил знаменитый урбанист. По его мнению, создание максимальных условий для велосипедистов – это признак подлинной демократии, потому что доказывает: человек на велосипеде за 30 долларов так же важен для города, как и человек в автомобиле за 30 тысяч «зеленых». И вообще, города, где людям есть где ходить пешком, более демократичны, чем те, где бал правят машины, ведь именно на тротуарах и аллеях парков могут пересекаться как состоятельные горожане, так и люди с низким уровнем доходов – так городская среда дает гражданам возможность почувствовать себя едиными.
А парковку никто не обещал…
Еще одной важной составляющей хорошего города г-н Пеньялоса называет благоустроенные набережные. Даже в тех мегаполисах, где протекают совсем крохотные речушки, сегодня стремятся создать вокруг них прогулочную зону, свободную от машин. А уж там, где есть полноценные водоемы (Казань, безусловно, относится к этой категории), автотрассы надо однозначно убирать подальше от берега.
Хороший город не тот, где даже бедные ездят на автомобилях, а тот, где даже богатые ездят на общественном транспорте и велосипедах – вот еще один краеугольный камень градостроительной теории Энрике Пеньялосы. Расширяя дороги, чтобы избавить автомобилистов от пробок, мы только временно решаем проблему, поясняет он. Потом машин становится больше, и пробки возвращаются. Людям должно быть выгодно ездить на общественном транспорте и невыгодно – на личном. Поэтому нужно обустраивать транспортную инфраструктуру, создавать полосы для общественного транспорта. Причем в Боготе, например, это не крайние, а, наоборот, центральные полосы. Вообще, то, каким образом распределяется городское дорожное пространство, не технический, а политический вопрос, считает урбанист. Оно должно распределяться между людьми, велосипедами и автобусами. А наземные парковки надо убирать – в центре совсем, на окраинах – под землю. Ведь возможность припарковать машину, отмечает Пеньялоса, не гарантируется Конституцией в качестве основных прав граждан…
– Когда вы покупаете холодильник, вы же не требуете от мэрии квартиру, чтобы его было куда поставить, – резонно полагает он.
Что-то теряем,
Многим из нас, думается, идеи экс-мэра Боготы покажутся неосуществимыми. Ведь тут нужно менять не просто всю городскую инфраструктуру, но и менталитет горожан, а этого за пару-тройку месяцев не сделать… С другой стороны, если получилось в Колумбии, почему не может получиться у нас? Хотя, конечно, многое будет зависеть от местных чиновников – насколько они будут заинтересованы в том, чтобы наш город действительно стал удобным абсолютно для всех граждан независимо от их положения и уровня доходов.
Надо отметить, лекция г-на Пеньялосы вызвала интерес у руководства республики.
– Мы еще перед тысячелетием Казани думали, как будет развиваться транспортная система города, – заметил Рустам Минниханов. – И нужно понимать, что те развязки и паркинги, которые мы сегодня построили, – это временное решение. Нам нужно принимать соответствующие меры, чтобы городское пространство было удобным, чтобы было много зеленых, спортивных площадок, чтобы люди чувствовали себя здесь комфортно. И то, что мы начали обустраивать набережные, свидетельствует: действуем в правильном направлении.
Президент Татарстана поинтересовался у г-на Пеньялосы, что бы он посоветовал сделать в Казани в ближайшее время, какие первые шаги предпринять на пути к комфортной городской среде?
– Во-первых, нужно постараться избежать того, чтобы город рос вширь. В идеале мегаполис должен развиваться как можно ближе к центру, – ответил лектор. – Второй момент – это центр Казани, он у вас – просто сокровище. Можно было бы выделить эксклюзивные полосы для автобусов или трамваев, которые бы туда приезжали…
Кроме того, Энрике Пеньялоса отметил, что на первом этапе он не стал бы вводить какие-то специальные ограничения для автомобилистов, но нужно сделать так, чтобы общественным транспортом добираться до пункта назначения было быстрее, чем на автомобиле.
А в течение 20-30 лет, по мнению специалиста по урбанистике, можно постепенно избавиться от парковок в центре города. Долгосрочная же политика должна состоять в том, чтобы убирать машины под землю, в том числе нужны подземные парковки в спальных районах, чтобы освободить для людей дворы и пространства вокруг домов.
– Одновременно необходимо создавать широкие пешеходные улицы, чтобы люди видели: теряя