Немалое число автозаправок в республике продолжает кормить наших «железных коней» некачественным топливом
Уточним: Евро в нашем случае – это вовсе не денежная единица Старого Света, а европейские экологические стандарты, регулирующие содержание загрязняющих веществ в выхлопных газах автотранспорта с бензиновыми и дизельными двигателями. На сегодня действуют пять таких норм, которые отличаются между собой предельными значениями вредных выбросов. Пока самый жесткий стандарт – Евро-5, и топливо, соответствующее ему, максимально безопасно для моторов и окружающей среды. Но уже в 2015 году в стране планируется ввести Евро-6.
СЕРА КАК ФАКТОР РИСКА
Как известно, использование плохого горючего может привести к преждевременному износу двигателя, нарушению работы топливной системы, автомобиля, бензонасоса, свечей зажигания и так далее. Выделяются три основные причины загрязнения топлива – окисление, воздействие воды и углеводородных соединений, в частности сернистых.
Сера (а в татарстанском черном золоте ее особенно много) входит в состав сырой нефти, которую путем глубокой очистки на нефтеперерабатывающих заводах стараются избавить от этого зловредного вещества. Тем не менее оно в том или ином объеме присутствует в бензиновом и дизельном горючем. И в результате сжигания серы в разы увеличивается износ деталей машин, а образующиеся токсичные отработанные газы весьма негативно влияют на экологию. Вместе с тем по результатам проверок Управлением рационального использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в РТ качества реализуемого на автозаправках республики моторного топлива наибольшее количество несоответствий автомобильного горючего нормативам выявляется именно по показателю «превышение содержания серы».
Массовая доля серных веществ в топливе согласно требованиям класса Евро-3 (с 1 января нынешнего года любое горючее стандарта Евро-2 и ниже в России запрещено к обороту) не должна превышать 350 миллиграммов на килограмм, Евро-4 – 50 мг/кг, Евро-5 – 10 мг/кг. Хотя некоторые владельцы АЗС, позиционирующие свой продукт под Евро-4 и даже Евро-5, грубо нарушают требования этих экологических норм.
К слову, пару лет назад в средствах массовой информации муссировалось мнение, что по уровню содержания серы в автотопливе, которая сильно ухудшает его качество, в России дела обстоят хуже, чем даже в африканской Уганде…
ЭТО Ж НАДО ТАК ДЕНЬГИ ЛЮБИТЬ!
В начале текущего года начальник Управления рационального использования ТЭР в РТ Роберт Гилязиев на брифинге в Доме Правительства отмечал, что по итогам прошлого года наблюдалось некоторое улучшение качества реализуемого в Татарстане бензина и дизеля: если в 2011 году не соответствовали требованиям ГОСТа 3,5 процента взятых на автозаправках республики проб, то в 2012-м – три процента. Судя по мониторингу качества моторного топлива за 10 месяцев этого года, опубликованному на официальном сайте управления, ситуация, казалось бы, еще больше улучшилась. Так, по результатам испытаний 966 проб бензинового и дизельного горючего, отобранных на 474 АЗС и 11 нефтебазах, лишь в 1,8 процента случаев нарушены нормы.
На сайте данного ведомства также вывешен подробный перечень 17 проштрафившихся предприятий (по итогам 10 месяцев) – с их названиями, адресами АЗС, показателями несоответствия топлива ГОСТу и техусловиям. Причем некоторые примеры просто ошеломляют. Допустим, на двух автозаправках, расположенных в поселке Новые Богуды, в деревне Татарские Суксы Актанышского района и принадлежащих ИП Шаяхметова А. А., в дизельном топливе якобы класса Евро-4 содержание серы составило соответственно 3191 и 3210 мг/кг вместо максимально допустимых 50 мг/кг.
- По результатам проверок Управлением рационального использования топливно-энергетических ресурсов в РТ качества реализуемого на автозаправках республики моторного топлива наибольшее количество несоответствий автомобильного горючего нормативам выявляется по показателю «превышение содержания серы»
Поражает результат анализа дизельного горючего, заявленного под стандарт Евро-5 и реализуемого ИП Сабитова А. Р. на АЗС в Набережных Челнах. Здесь вместо предельно допустимого показателя серы в топливе 10 мг/кг
она наличествовала в объеме 6326 мг/кг. Почувствуйте разницу: превышение в 632,6 раза! Не поддается подсчету, сколько по вине этих предпринимателей пострадало «движков» и какой ущерб нанесен природе ядовитыми серными выхлопами…
ПОЧУВСТВУЙТЕ РАЗНИЦУ
Кабинет Министров распорядился провести с 11 ноября текущего года месячник по проверке качества продаваемого на автозаправочных станциях республики моторного горючего. Результаты, мягко говоря, удивляют. По крайней мере, в сравнении с итогами десяти месяцев этого же года они заметно ухудшились. Только с 11 ноября по 2 декабря испытана на качество 631 проба (439 – бензина, 192 – дизеля), из них 34 (или 5,4 процента) – забракованы, большей частью опять-таки из-за повышенного содержания серы. По дизельному топливу отклонения от нормативов зафиксировано у 9,4 процента проб, бензиновому – 3,6 процента.
По данным Управления рационального использования ТЭР в РТ, некоторые автозаправочные станции присваивают своему продаваемому продукту статус Евро-4 и Евро-5, хотя зачастую их товар вообще не имеет никакого отношения к европейскому стандарту. К примеру, в Зеленодольском районе на АЗС, хозяином которой является ООО «Арис-Центр», под видом дизтоплива стандарта Евро-4 реализовывалось горючее с содержанием серы в 760 мг/кг, то есть в более чем 15 раз выше норматива. В Казани на АЗС по улице Родина фирма «Мустанг-Ойл» выдавала за Евро-5 топливо, в котором серы было в 21 раз больше «потолка», принятого для этого класса.
Антилидером текущего года признана автозаправка ЗАО «Кулон» (в деревне Янаул Рыбно-Слободского района). По данным управления, она торговала дизельным горючим под маркой Евро-5, содержащим серу в огромнейшем объеме – 9983 мг/кг вместо предельно допустимых по ГОСТу десяти миллиграммов на килограмм. Превышение – в 998,3 раза!
Как сообщили в управлении, материалы по 12 случаям направлены в Прокуратуру РТ для принятия соответствующих мер.
НА ПРОГРАММУ НАДЕЙСЯ, А САМ НЕ ПЛОШАЙ
Контролю за качеством моторного топлива и снижением негативной нагрузки на экологию может послужить утвержденная Правительством РТ в июне нынешнего года республиканская программа «Развитие сети автозаправочных, автогазозаправочных и многотопливных станций в РТ на 2013–2015 годы». В ней констатируется, что с 2003 года количество АЗС в республике увеличилось в 2,2 раза – на сегодня до 997 единиц. Это, по мнению чиновников, неоправданно много. Причем зачастую строительство таких объектов велось несистемно, без учета интенсивности дорожного движения и экологической ситуации. И, по расчетам экспертов, сейчас при наличии в Татарстане около одного миллиона автотранспортных средств достаточно иметь 486 станций различных типов. А к концу выполнения программы – 605 станций вполне смогут обеспечить топливом прогнозные 1,134 млн автомашин.
- Некоторые автозаправочные станции присваивают своему продаваемому продукту статус Евро-4 и Евро-5, хотя зачастую их товар вообще не имеет никакого отношения к европейскому стандарту
Действительно, проблематично в нужный момент найти заправку, где гарантированно можно отовариться качественным топливом. На сегодня в республике из 997 АЗС добровольную сертификацию прошли лишь 73 станции, которые тем самым подтвердили высокий уровень своего сервиса. Эти добровольцы перечислены на сайте вышеназванного управления. Среди них в основном объекты «Татнефти», ТАИФ-НК, «Татнефтепродукта», ЛУКОЙЛа.
Так что лучше всего кормить своих «железных коней» продукцией известных брендов. И желательно на станциях, находящихся не на трассах, а в пределах населенных пунктов, где до заправок «щупальцам» надзорных органов дотянуться гораздо проще. Ну а в случае возникновения у потребителей горючего вопросов к его качеству руководство Управления рационального использования ТЭР советует обращаться по телефону «горячей линии» – (843) 295-26-57. Вмешательство обеспечено.