Беларусь: штрихи к портрету

Уже в одиннадцатый раз проходил нынче в Беларуси традиционный осенний пресс-тур для российских журналистов, завершившийся опять же традиционной пресс-конференцией президента Александра Лукашенко.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

information_items_10108085

Уже в одиннадцатый раз проходил нынче в Беларуси традиционный осенний пресс-тур для российских журналистов, завершившийся опять же традиционной пресс-конференцией президента Александра Лукашенко. Но, несмотря на то что каждый год практически во всех региональных СМИ России выходят обширные материалы о жизни братской республики, практика показывает – многие россияне, даже «сидящие на информации» коллеги-журналисты, до сих пор очень мало знают о Беларуси…

Из чего только сделаны…

Некоторые коллеги, в первый раз отправившиеся в подобный пресс-тур, садясь на Белорусском вокзале в поезд «Москва – Гродно», интересовались: «А когда нас разбудят пограничники с проверкой паспортов?» И очень удивлялись, услышав, что никто на российско-белорусской границе паспортов не проверяет. А ведь вроде знали, что у нас Союзное государство…

Еще один показательный случай. Вернувшись как-то     из пресс-тура, в качестве примера забавной несуразицы рассказала друзьям, как в одном из белорусских отелей увидела на полотенце в ванной узнаваемое изображение цветка лилии – символа французских королей. Видимо, производителям понравился цветок, а о смысле рисунка они и не задумались.

«Да этим китайцам все равно, что на полотенцах рисовать», – услышала я в ответ. И пришлось объяснять, что в Беларуси практически не увидишь китайских товаров, потому что там прекрасно работает легкая промышленность (как, впрочем, и другие отрасли), и страна не только себя обеспечивает всем необходимым, но и на экспорт много чего отправляет.

Вот, скажем, колготки. Марку Conte знают многие в России, но не все в курсе, что базируется она в белорусском городе Гродно, на предприятии «Конте Спа». Нынче основная часть пресс-тура проходила по Гродненской области, побывали мы, к особой радости женской части делегации, и на этом предприятии.

Вообще, бывая в командировках на самых разных предприятиях, начинаешь понимать, что ценность промышленного туризма явно недооценена – как у нас, так и в Беларуси. Думается, многие – в первую очередь дамы – с удовольствием бы посмотрели, как изготавливают этот во всех смыслах тонкий предмет гардероба. Делаются все колготки, как выяснилось, хоть и из 5-12 видов нити, но нити только белой. Правда, цветные нитки тоже используются – их вплетают в пояс для обозначения размера, но сами изделия в разные цвета красят уже после того, как две половинки сшиваются – или на специальном оборудовании, или на ручной швейной машинке особым плоским швом. Кстати, если в магазине вы видите, что вроде бы одинаковые колготки стоят по-разному, знайте: одна из причин тому – то, что более дорогие как раз таки сшивались вручную, и швы на них комфортнее для тела.

Гродно – один из самых западных городов Беларуси – раскинулся над рекой Неман.«Конте Спа» – фирма частная. Это пояснение опять же для тех, кто уверен, что в Беларуси действуют только государственные предприятия. Основали ее 17 лет назад отец и два сына Байко. Их история – пример того, как многого можно добиться, поставив перед собой цель. Один из сыновей, Валентин Байко, проводя нам экскурсию по своему детищу, вспоминал, с чего все начиналось: в середине 90-х колготки в стране были в жутком дефиците. И в семье решили – раз ниша свободна, надо попробовать ее занять. Продали машину и купили свой первый станок. Арендовали здание бывшего овощехранилища. На первых порах для покраски использовали стиральную машину, для сушки – газовую плиту, а форму перед укладкой в коробочки колготкам придавали обычными утюгами. Зато название сразу придумали хорошее: conte в переводе с французского – «сказка». 

Хотели, в общем, сказку сделать былью. И сделали – сегодня у них самое крупное в Восточной Европе подобное производство, на котором выпускается больше 4 тысяч наименований продукции: не только женские, но и детские колготки, мужские носки и даже бельевой трикотаж. «У меня вся семья носит только продукцию нашей марки!» – с гордостью говорит Валентин.

Предприимчивость приветствуется

Есть одна характерная особенность белорусского бизнеса: здесь не считают зазорным вкладывать прибыль в непрофильные активы. Скажем, на «Конте Спа» по соседству с основным производством обустроили (на базе еще одного бывшего овощехранилища) модный ночной клуб с боулингом. А Гродненский мясокомбинат, к примеру, возвел в семи километрах от города целое «имение» – «старинный» замок, конюшню с прогулочными экипажами, мастерские народных промыслов, лес с оленями и кабанами, озеро с лебедями и утками… Рядом – ресторан в охотничьем стиле, где подают дичь, а среди напитков предложат настоящую медовуху, сваренную по старинным рецептам.

Но это бизнес развлекательный. А вот партизанский лагерь, воссозданный в лесу неподалеку все тем же мясокомбинатом, – это уже к вопросу о патриотическом воспитании. Все, что связано с Великой Отечественной, для белорусов священно. Так что неудивительно, что производственники вложились в совсем уж не профильное для них дело и трепетно, консультируясь с ветеранами, реконструировали лесной быт военных лет – землянки, штаб, типографию, столовую, даже лесную школу, где на доске записана тема сочинения – «Што я буду рабiць пасля вайны».

А вот гродненский стоматолог Павел Климук решил воссоздать историю более древнюю и начал с друзьями восстанавливать помещичью усадьбу (фольварк) графа Антония Тизенгауза, являвшегося во второй половине XVIII века гродненским старостой. Граф считается великим реформатором города – при нем здесь открылись первые мануфактуры, множество учебных заведений, начала выходить газета и появился театр. Параллельно он вблизи от Гродно, у села Королино, на речке Татарке, строил свою усадьбу. (Речка, кстати, неспроста носит такое название – еще в XV веке литовский князь Витас поселил на этих землях татар, которые доблестно защищали границы Великого княжества Литовского.)

Тизенгауз, мечтавший превратить маленький город на Немане в восточный Париж, в итоге разорился, впал в немилость у властей и фольварк свой не достроил. Потом его земли несколько раз переходили из рук в руки, а последние лет эдак сто строения на территории бывшего помещичьего имения потихоньку разрушались.

И вот десять лет назад Климук при поддержке семьи и друзей взялся возрождать фольварк. Сегодня здесь снова уютно горит камин в отреставрированном доме, крутятся крылья мельницы на лужайке, плещутся лососи в холодной (не теплее 10 градусов) воде Татарки… И люди охотно приезжают, живут на природе – с современными удобствами, но вроде бы и в старинной усадьбе. Агротуризм в Беларуси сегодня все больше входит в моду – говорят, даже очень солидные российские бизнесмены готовы платить немалые деньги, чтобы пожить вдали от вечной суеты, на лоне родной природы (Гродно хоть и Западная Беларусь, но пейзажи тут вполне себе среднерусские). А историческая «начинка» придает таким местам отдыха еще большую привлекательность. В свою очередь государство всячески поддерживает таких, как Климук, – для них предусмотрено льготное налогообложение и кредитование. Так что заработать предприимчивые белорусы могут – опять-таки вопреки мифу о том, что в Беларуси все живут довольно бедно. Даже сам батька Лукашенко на пресс-конференции посетовал: «В Беларуси заработать можно. Всегда. Но белорусы наши немножко избалованы государством…»

За смену упаковщица раскладывает по коробочкам больше тысячи пар колготок.Действительно, когда говорят о том, что зарплаты у белорусов в среднем ниже, чем у россиян (средняя зарплата в стране – около 700 долларов), часто забывают о двух вещах. Во-первых, у наших соседей-сябров, без преувеличения, бесплатные медицина, образование, различные кружки и спортивные секции для детей, а квартплата составляет лишь 23 процента от реальной суммы. Да и цены на товары и услуги в массе своей ниже, чем у нас. А во-вторых, повторимся, зарабатывать, проявив определенную долю предприимчивости, в Беларуси можно. «Только люди должны работать, чтобы зарплата не была зряплатой», – это опять же слова Лукашенко, который констатирует: социальное государство, каковым является Беларусь, порождает определенные иждивенческие настроения у людей. Это не значит, что в стране завтра откажутся от прежней социальной политики – не откажутся. Но подумать многим есть над чем.

О важности контекста

Упоминавшаяся уже пресс-конференция Александра Лукашенко – это, конечно, главное событие белорусского пресс-тура. Обычно после нее Интернет просто взрывается цитатами. Но опять же не все знают, что цитаты эти часто вырываются из контекста, без которого они могут звучать довольно странно, двусмысленно, где-то     даже неадекватно. Так, собственно, и формируется имидж белорусского президента в глазах российского обывателя.

Конечно, Александру Григорьевичу свойственно говорить образно, эмоционально, шутить с «подковырками», и журналисту просто невозможно обойти стороной некоторые уж очень яркие фразы. Вот, например, избранное с последней пресс-конференции: «В сортире не мочили, но в морду дали» том, как в Беларуси справились с бандитизмом), «У нас было вузов – в деревне собак столько не было, сколько этих вузов частных» том, как удалось внедрить единые стандарты для высшей школы), «Вы меня потом спросите про этого не то Баум, не то Гертнера, не то дерево, не то сад» конфликте вокруг «Беларуськалия»).

Все эти афоризмы, конечно, тут же разошлись по средствам массовой информации. А уж заголовок «Лукашенко хочет забрать у России Калининград» после пресс-конференции стал интернет-хитом дня. И, думается, далеко не все из тех, кто увидел столь провокационную фразу, стали разбираться, в чем суть. А речь шла всего лишь о том, что белорусский президент предложил российскому отдать белорусам пустующие сельхозземли в Калининградской области под аграрный бизнес. Ну рассказал Батька об этом с известной долей юмора, ввернув фразу «Отдайте нам эти земли», ну посмеялись журналисты над шуткой… А на выходе имеем чуть ли не скандал.

И так бывает довольно часто. Но, поверьте, если не вырывать фразы Лукашенко из цельного рассказа, они будут вполне логичными и понятными. Желающие могут сами убедиться в этом – найти стенограмму пресс-конференции (которая, кстати, в этот раз побила все временные рекорды, продлившись пять с половиной часов) можно здесь: http://www.embassybel.ru/news/press-releases/188c506cf772.html.

Надо сказать, что Батька к тому, что о нем время от времени рассказывают российские СМИ, относится тоже с определенной долей юмора, заявляя при этом следующее: «Мы не закрыты для средств массовой информации России. Все, даже гадкие каналы с разными „Батька-1“, «Батька-2», три, четыре, транслируются на Беларусь». И все же хочется ему, чтобы в России побольше знали о Беларуси. Потому и времени на общение с российской прессой не жалеет, справедливо полагая, что даже если журналист не обо всем напишет или расскажет с телеэкрана, то он будет еще рассказывать и друзьям, коллегам, родным… «Хочется, чтобы вы показали Беларусь такой, какая она есть, – сказал нам Александр Лукашенко. – Чтобы русский человек до Урала или за Уралом, на Дальнем Востоке и так далее, знал, что здесь живут люди с крепкой дружбой, с хорошим отношением к россиянину, что абсолютно ничего после той страшной войны, где мы вместе умирали в окопах, не изменилось. Мы как были вместе, такими являемся и сейчас».

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще