Спасти жизнь ребенка-пассажира, обмануть гаишника или сэкономить деньги? Что предпочитаем?
При всем богатстве выбора удерживающих устройств для малолетних пассажиров автомобилей приобрести то, которое действительно способно уберечь ребенка от травм при дорожно-транспортном происшествии, сложно. Реклама на щитах и рекомендации продавцов, как правило, предвзяты, консультации соседей неубедительны, отзывы в Интернете многочисленны и противоречивы. В итоге подавляющее большинство родителей вынуждено действовать на свой страх и риск.
Зарубежные детские автомобильные кресла, предлагаемые на авторынках и в магазинах товаров повседневного спроса, настораживают гипераллергенными расцветками и подозрительной даже на ощупь прочностью конструкции. Кресла, стоящие на полках торговых центров, обескураживают многообразием форм при сравнимых и далеко не оптовых ценах. Штучные изделия, предлагаемые в автомобильных салонах и тюнинговых ателье, отпугивают роскошью отделки и прайс-листами, навевающими дурманящие ассоциации с приобретением «Бентли» и «шашлыками по-домашнему» на Гавайях.
Но ведь наличие так называемого детского устройства при перевозке ребенка сегодня предписано законом. Значит, хочешь не хочешь, а придется раскошелиться. И тут выясняется, что альтернатива автокреслам есть! Она повсюду: на авторынках, в магазинах, в газетных киосках, в автосалонах и даже в аптеках. Детское удерживающее устройство, как явствует из надписи на плоской коробочке c голограммой, представляет собой не кресло с высокой спинкой, подголовником, пятиточечными ремнями и инструкцией по эксплуатации на тридцати листах, как мы его представляли с момента внесения изменений в ПДД и КоАП РФ, а маленькую неправильную трапецию из толстой синтетической ткани, которая крепится к «взрослому» ремню безопасности четырьмя пуговками. И – готово детское удерживающее устройство, которого требует пункт 22.9 Правил дорожного движения!
Самое интересное, что есть у такого удерживающего устройства и сертификат соответствия требованиям технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств». Потому что «удерживающим устройством» можно назвать и брючный ремень, и подтяжки. А испытания по правилам и ГОСТам проходят все. Одни лучше, другие хуже. Потом получают одинаковые сертификаты и начинают конкурировать на равных в борьбе за массового потребителя. Вот только, к сожалению, в сертификатах соответствия не уточняется, каким именно требованиям ГОСТа данное детское удерживающее устройство теоретически соответствует. Не цитируются и протоколы испытаний.
Насколько же эффективно оно удерживает ребенка, выяснится позже – при испытаниях на стендах и манекенах, но практически одновременно – на детях. И цена «испытаний» может стать слишком высокой…
Ранним апрельским утром прошлого года на трассе Казань – Оренбург выезжавший на дорогу «КамАЗ» не пропустил легковушку. В результате удара тяжелые травмы получила молодая женщина, находившаяся на заднем сиденье. Ее четырехлетняя дочка, пристегнутая к соседнему сиденью штатным ремнем безопасности, оснащенным удачно купленным на рынке «детским удерживающим устройством» в виде маленькой неправильной трапеции с пуговками, получила тяжелые травмы и по дороге в больницу скончалась.
- Годовая статистика удручающе постоянна с 2004 года по нынешний. Сравнительно благополучным оказался только один – 2009 год, тогда водители впервые столкнулись с жесткими требованиями к перевозке детей и видеофиксацией недопустимой скорости
В июле нынешнего года на оживленном перекрестке дорог в Альметьевском районе водитель отечественного легкового автомобиля не выполнил требование знака «Уступи дорогу» и совершил столкновение с китайской малолитражкой. Виновник ДТП, его жена и их десятилетний сын получили тяжелые травмы. Второй сын – шестилетний малыш, пристегнутый к заднему сиденью штатным ремнем безопасности при помощи… да-да, опять-таки маленькой неправильной трапеции, от полученных травм скончался на месте ДТП.
Произошедшая 17 ноября в Заинском районе авария унесла жизни двух взрослых и шестилетней девочки. Еще одна невольная участница происшествия – пятилетняя малышка, сидевшая рядом с погибшей сестренкой, – была пристегнута штатным ремнем, стянутым все той же «магической» трапецией. Девочка осталась в живых, но получила травму головы и повреждение внутренних органов.
К сожалению, вопреки теории и надписям на коробочке с голограммой ни в одном из упомянутых случаев маленькая неправильная трапеция с пуговками штатные автомобильные кресла и ремни безопасности автомобилей в надежные детские удерживающие устройства не превратила…
Но сертификат соответствия получен, а это значит, что подобные «эксперименты» будут продолжаться. И впечатляющие результаты будут, потому что среди напуганных штрафом в три тысячи рублей «моторизованных» родителей сторонников дешевизны, компактности и простоты у нас гораздо больше, чем приверженцев максимально возможной степени защиты.
Впрочем, будем объективны: и неправильные маленькие трапеции, и доселе невиданные бескаркасные устройства с лямками для маленьких пассажиров – суть лишь «биологически активные добавки» к рациону родительской заботы о детях. Как профилактика несчастных случаев они, возможно, и полезны, но в запущенной стадии развития глупости, равнодушия и безответственности, увы, не спасают. И если вы и вправду озабочены безопасностью своего чада в автомобиле, то приобретайте настоящее детское автокресло, с нормальным каркасом и ребрами жесткости, способное в самом деле защитить малыша в экстремальной ситуации. Есть деньги и желание – берите роскошное, тысяч за пятнадцать целковых, нет такой возможности – можно уложиться в три-четыре тысячи рублей. Кстати, в пресловутых Штатах, где, собственно, и было придумано детское автокресло, полицейский, остановивший на дороге автомобиль с перевозимым ребенком, проверяет не только наличие детского сиденья безопасности, но и правильное его закрепление в салоне. И родители – ничего, не протестуют, понимая, что это для их же с отпрыском блага. Неужели американцы больше любят своих детей, чем мы с вами?