Мир держится на плечах толерантности

Прогресс вечен, неотвратим. Но почему же тогда человечество пятится назад, обращено в регресс? Чем объяснить нынешние военные конфликты во многих точках планеты? Неужели культура больше не укротитель генов агрессивизма (ведь когда музы поют, пушки молчат), а толерантность уже не тормоз на пути схода человечества под откос цивилизации?

information_items_10107958

Прогресс вечен, неотвратим. Но почему же тогда человечество пятится назад, обращено в регресс? Чем объяснить нынешние военные конфликты во многих точках планеты? Неужели культура больше не укротитель генов агрессивизма (ведь когда музы поют, пушки молчат), а толерантность уже не тормоз на пути схода человечества под откос цивилизации?

Об этом – размышления профессора, заведующего кафедрой КазГУКИ, ректора Института культуры мира ЮНЕСКО Энгеля Тагирова.

«Конец истории»?

«Кипит котел у чародейки Истории, чем дальше, тем быстрее идет дело». Так Фридрих Энгельс охарактеризовал время, набиравшее индустриальные обороты. Постиндустриализм, «ворвавшийся» в современность неожиданно, агрессивно, разрушительно, так разогнал давление внутри этого котла, что грозит разнести его в клочья. На всем периметре Земли клокочут вулканы кризисов, войн, революций. Так и кажется: именно «этнобесие», «крестовый поход терроризма», марши протеста, заполонившие не только телевизионный эфир, но и всю картину мироздания, правят бал. Кто же (или что) инициирует и раздувает этот пожар в современном человеческом общежитии? Что это: расплата за грехи прошлых поколений или за перерождение человека в идейно-нравственном, духовно-экологическом измерении, за ухудшение человеческого материала в целом? Естественный процесс проявления закона «отрицания отрицания» или всемирная «разборка» народов, элит, властелинов и владык в борьбе за перекройку политической карты мира? А может быть, это фазис наступления сумерек человеческой цивилизации, завершения транзита от Первоначала к Финалу, «концу Истории»?

Не сгущены ли краски в оценке переломного момента? Не эсхатологизм ли движет мироосознанием современности? Не погас ли фонарь первосвета, зажженный Всевышним на все времена? Наконец, брезжит ли свет в конце туннеля?

Трудность осознания происходящего в общечеловеческом цивилизационном доме, вышедшем из состояния покоя, понятна. Мы склонны при этом замечать, прежде всего, негативные, угрожающие признаки «взбесившегося» мира. Нашему взору гораздо труднее сквозь завесу времени прорваться в хитросплетения альтернатив и перспектив будущего. Поэтому анализ исторического разлома на стыке тысячелетий логичнее и рациональнее провести, вооружившись уроками и опытом предшествующих поколений. Преодолевая трансформационные перевалы, они научились направлять бурную реку Истории в нужное русло. Через постоянную подзарядку мощи энергетической станции под названием «толерантность». Через корректировку дорожной карты и перехода с тропы войны на путь культуры мира. Именно поэтому прогресс, петляя, совершая критически опасные трюки, все-таки неуклонно пробивал себе путь.

В истории человечества нет зазоров, обрывов, провалов во времени. Величина его созидательно-преобразующей энергии была не постоянной, а переменной. Но она была достаточной для того, чтобы не прервалась цепь времен и поколений. В контексте такого мыслепотока есть смысл нынешний этап истории человечества определить как наступление нового (третьего в мировой истории) «осевого времени» (по К.Ясперсу – времени «культурного переворота»). Его смысл, суть и предназначение – преодолеть «фронтовое сознание», переформатировать «баррикадную культуру» в культуру толерантности.

Повивальная бабка истории

Цивилизация возникла тогда, когда сознание человечества озарилось идеей всеобщности, всеединства, всесоседствования. Выделение Homo sapiens из животного мира только потому и состоялось, что зародилась искра понимания значимости соединенных усилий в борьбе за жизнь – со стихией природы, с самим собой. Толерантность, возникнув на заре цивилизации в форме взаимотерпения, взаимодействия, становилась ее движущей силой и одновременно стражем ее цельности и жизненности. Все великие переходы человечества из состояния варварства в стадию цивилизации, из эпохи Средневековья к Ренессансу, Реформации, Просвещению и Модерну во многом определялись степенью толерантности человеческого рода. Философией толерантности пропитаны священные книги – катехизисы всех мировых религий. В качестве конституционной нормы она вошла в жизнебытие всех цивилизованных государств. Присяги президентов, энциклики патриархов, акты открытия всемирных форумов (политических, экологических, экономических, гуманитарных, спортивных) освящены сакральной идеей толерантности.

  • В 1997 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам – своим членам отмечать ежегодно 16 ноября Международный день толерантности. При этом под толерантностью (терпимостью) понимается «уважение, принятие богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» (Декларация принципов терпимости, принятая в 1995 году ЮНЕСКО).

Со времен античности, когда отцы-творители канонов космогонического, общепланетарного мышления – Пифагор, Гомер, Платон, Аристотель – еще во времена Эллады буравили просторы Вселенной скальпелем познания и восхищались цельностью, всеединством планеты Земля, и до нашей современности на образ-облик толерантности не упала даже тень сомнения, тем более отвержения. И само слово «толерантность» стало всеобщим брендом, неким заклинанием, своего рода мантрой.

Но когда и почему иссякла его яркость, ослабла терапевтическая целительность, снизилась одухотворяющая высотность? Это произошло, конечно, не одномоментно. На протяжении большой Истории в ее пространстве возникали «черные дыры», наступали смутные времена, характеризовавшиеся сменой систем ценностей, типов культур, философско-мировоззренческих воззрений. Однажды инфицированное вирусом эго-материализма, этноцентризма и манией мирового доминирования, человеческое сообщество шаг за шагом сходило со столбовой трассы культуры мира, толерантности и согласия, ввергалось в пучину противостояния, конфликтов.

«Война всех против всех» была только на какое-то время скрыта, изъята из поля зрения, никогда не исчезая из жизненного пространства. Лишь у черты фаустовского времени, в режиме «быть или не быть?» сознание человечества осенялось мыслью о необходимости продолжать свой крестный путь. Обращение к повивальной бабке истории – толерантности в моменты наступления очередных осевых времен становилось для него испытанным якорем спасения.

Императивы толерантности

Их множество. Прежде всего, это рост числа глобальных проблем, имеющих статус вызова истории. И каждая из них несет человечеству риск, угрозу. Ведь что такое вызов истории? Это появление задач иного, более высокого класса сложности и масштабности. Их решение возможно лишь на основе планетарно-космологического мышления, предполагающего осознание всеединства, взаимосвязанности и взаимозависимости каждой единицы – молекулы человеческого рода. «Моя хата с краю!» – философия отработанная, реакционная, опасная. Ибо человечество продолжает переполняться мультикультурализмом, полифоничностью, многообразием. Нас, землян, в демографическом измерении, например, становится не просто больше: увеличение протекает динамично, взрывчато. Если 2 тысячи лет назад население мира ежегодно прирастало на 0,05 процента, сто лет назад – на 1 процент, то к 1960 году прирост составил 2,1 процента.

Демографический беби-бум накладывается на феномен ускорения, сжатия исторического времени. Вспомним: если древний мир длился три тысячи лет, средние века – тысячу лет, новое время – триста лет, то новейшее время, уже переросшее в постмодернизм, продлилось чуть более столетия.

Сжимается период формирования и смены поколений. Если в традиционном обществе этот процесс протекал медленно, эволюционно на протяжении в среднем тридцати лет, то в начале XXI века стало нормой одновременное сосуществование пяти-шести поколений. Разноориентированных. Живущих в неодинаковых историко-временных, ценностных координатах. С трудом понимающих друг друга.

Динамично нарастают параметры полиэтничности мира. Если в начале ХХ века на Земле насчитывалось примерно 1,5 тысячи наций, то к середине XXI века ожидается увеличение числа наций и этнических групп до 4 тысяч.

Усиливается и всеобщий религиозный бум, который характеризуется не только ростом числа верующих в мире, но и расщеплением религий на все более мелкие структурные единицы и формированием на их полярных полюсах новых религиозных и конфессиональных групп, ветвей, течений и общин. Главная причина – потеря общекорневой, материнской идентичности, рост сектовых амбиций и нарастание доктринальной несовместимости.

Интенсивно растут масштабы и темпы перемещения людей. Если число беженцев в мире до  «арабской весны» доходило до 30 миллионов, то ныне – в связи с «пробуждением» вслед за Азией и Африканского континента – оно более чем удвоилось. А всего в орбиту глобального процесса передвижения, перемещения, оттоков и притоков людских масс из одних регионов мира в другие вовлечен почти миллиард человек.

Происходящее в этом плане сопоставимо лишь с двумя великими историческими переселениями народов. Эти процессы отличаются не только размахом, но и глубиной проникновения в личную жизнь многих людей. В эмиграции люди начинают ощущать себя живущими вне четко очерченных границ своей надежной и неповторимой национальной идентичности. Они порывают со своими «приходскими» связями и смешиваются с большинством, заключают межнациональные браки. Нарастает уровень мультикультурности не только в масштабе общества в целом, но и внутри все большего числа семей и среди все большего числа индивидов. А это означает, что толерантность начинается уже дома, где людям зачастую приходится налаживать и восстанавливать межэтнический, межрелигиозный и межкультурный мир со своими супругами, их родственниками и детьми, да и с самими собой, преодолевая свою отчужденность и внутренний разлад.

Стремительное нарастание многообразия и усложнение современного мира выводит проблему взаимоотношений людей, народов и цивилизаций на новый уровень сложности, требует увеличения и усиления культурного слоя под названием «толерантность». На этом фоне умение находить язык и способ общения, соседствования и сотрудничества, так же, как и овладение наукой и искусством предупреждения, мирного урегулирования или разрешения конфликтов, обретает силу категорического императива.

При всей трепетности отношения к титану мысли Гераклиту осмелюсь возразить ему: «Отец всего и всему царь» – не война, а мир. Мир, держащийся на плечах толерантности.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще