В Нижнекамске в прошедшую среду отметили столетний юбилей Евгения Королева – почетного гражданина города, Героя Социалистического Труда, заслуженного строителя ТАССР, без малого сорок лет из своих трудовых семидесяти возглавлявшего строительство города и промышленного комплекса на Нижней Каме.
Рабочие на стройке уважительно называли его «наш бабай». Было у Евгения Королева и еще одно уважительное прозвище – Король. И то, и другое одинаково ему подходило. Начальник нижнекамской стройки был красив поистине королевской статью и одновременно был прост и демократичен. С бригадирами, которых знал по именам, разговаривал на равных, не считал зазорным прислушиваться к их замечаниям. Еще при жизни его называли человеком-легендой, человеком-эпохой – и в этом не было преувеличения. И во всем от него веяло надежностью. Такими же надежными были и его соратники.
При всей внешней величественности Евгений Никифорович был человеком весьма скромным, особенно в быту. В его квартире, отделанной без затей, стояла обычная типовая мебель. У него никогда не было личного автомобиля, да, кажется, и водить-то машину он не умел… А его верная спутница по жизни супруга Таисия Герасимовна с самого начала и до пенсии работала в плановом отделе управления строительства «Промстрой».
Когда к нему, уже тяжело больному, пришла целая делегация с просьбой разрешить присвоить основанному по инициативе Евгения Никифоровича Политехническому колледжу его имя, он, внимательно выслушав доводы, тихо, но твердо ответил: «У нас при жизни памятников не ставят и имен учебным заведениям не дают». И все же, как рассказывает вдова Евгения Никифоровича, такое отношение к нему людей грело душу строителя.
Ничего потомственного в его профессии не было. Сын писаря земской управы, свое первое образование он получил в церковно-приходской школе, а «университеты» проходил на новостройках, по которым можно изучать географию страны: от Читы, Новосибирска, Комсомольска-на-Амуре до Калинина, Вышнего Волочка, Торжка, Бежецка, снова Новосибирска, Красноярска и Нижнекамска – его последней и самой крепкой любви. Хотя, базируясь в Нижнекамске, Королев как строитель «прошелся» и по Муслюмовскому району, и по Мамадышу. Оба города отблагодарили Евгения Никифоровича за участие в их судьбе присвоением звания почетного гражданина.
Он гордился всеми своими стройками – самой первой в Новосибирске, где в 17 лет начал работать каменщиком, вечерами учась в строительном техникуме. И в Читинской области, где строил Калангуевское рудоуправление. И многочисленными объектами Комсомольска-на-Амуре, где трудился рядовым красноармейцем строительного корпуса и одним из первых возглавил здесь стахановское движение. Да чего только не строил в своей жизни Король-бабай! Аккумуляторный завод, завод льнокомбайнов, завод противопожарного оборудования, ткацкую фабрику и так далее, и так далее. Это не считая построенного в Нижнекамске: больше двух миллионов квадратных метров жилья, 17 школ, 36 детских садов, 36 магазинов, два кинотеатра, железнодорожные пути и весь огромный промышленный комплекс.
Среди многочисленных наград Евгения Никифоровича есть две примечательные, между которыми пролегла тридцатилетняя дистанция: медаль «За победу над Японией», которую он получил в сентябре сорок пятого за участие в боевых действиях против японских милитаристов, и Большая Серебряная медаль Японии за строительство завода «Этилен-450», возводившегося в Нижнекамске при участии специалистов Страны восходящего солнца и построенного не за пять, как планировалось, лет, а за три года. Медаль руководителю стройки, уже удостоенному к тому времени звания Героя Социалистического Труда, вручили в 1975 году.
Он одинаково легко находил общий язык с космонавтами, министрами, бригадирами, каменщиками. Любил рассказывать о своих многочисленных встречах с интересными людьми, которые помнил в подробностях. У него была особая история про… усы, те самые, что стали его «визитной карточкой». Представить себе Королева без усов – все равно что представить себе Нижнекамск без Королева! В район Забайкалья, где строительная часть, в которой служил совсем юный Евгений, возводила пограничные укрепления, приехал сам маршал Тухачевский. Многие военнослужащие, жившие в палатках, ради тепла (дело было глубокой осенью) отпустили усы и бороды. «Утеплился» и Королев. Никак не думал, что столкнется лицом к лицу с маршалом, – а тот ему вдруг и говорит: «Молодой человек, не идет вам борода, поверьте мне!» И, недолго раздумывая, сбрил Королев бороду. Усы же пожалел. Когда вскоре военнослужащие собрались в штабном вагоне маршала, Тухачевский неожиданно обратился к Королеву: «А вот усы тебе идут!»
«Так что усы – мой личный «памятник» маршалу!» – любил шутить Евгений Никифорович.
А еще этот большой, громогласный человек был нежным романтиком. Любил поэзию и даже писал стихи.
Об этом тоже вспомнили, когда в городе отмечали столетний юбилей человека такого масштаба. В день рождения на доме, где многие годы и до последних дней жил легендарный строитель, появилась мемориальная доска. В основанном им техникуме (сейчас это Политехнический колледж) работает мемориальный музей. Учреждена именная стипендия Королева. Пока у нее единственный получатель – студент четвертого курса Александр Шандыров, но со временем, конечно, стипендиатов станет больше.
А еще в «День Короля» в Нижнекамске состоялось большое торжественное мероприятие, на которое собрались многочисленные друзья, соратники Евгения Никифоровича, да и просто все те, кому посчастливилось общаться с этим удивительным человеком, работать рядом с ним, быть причастным к тому большому делу, которому он посвятил жизнь.