«Кольцо» шестьдесят лет спустя

Неуловим облик легендарного казанского «Кольца»! На протяжении многих десятков лет он оставался неизменным, при этом каждый раз преображаясь на глазах.

Автор статьи: Андрей ЛЕБЕДЕВ

information_items_10107827

В столице РТ два «Арбата», и оба берут начало из одного места

Неуловим облик легендарного казанского «Кольца»! На протяжении многих десятков лет он оставался неизменным, при этом каждый раз преображаясь на глазах.

Площадь Рыбнорядская, Кооперативная, Куйбышева, а ныне Тукая… Пожалуй, самый известный уголок столицы. Он и сегодня – в постоянных изменениях.

Нет уж на своем месте знаменитых Музуровских номеров, с крыши которых сделан старый снимок. По этой причине сделать фотографию в прежнем ракурсе не представляется возможным. Нынешний торговый центр «Кольцо», расположенный на месте бывшей гостиницы, построен со значительным отступом от былой красной линии улицы. Здания словно «сдвинулись» внутрь квартала, чтобы уступить место расширившейся проезжей части.

В часы пик здесь сегодня – повсюду автомобили. А ведь лет шестьдесят назад увидеть легковушку можно было крайне редко. В основном лишь общественный транспорт!

Вслед за улицей Баумана в пешеходную превратилась бывшая улица Свердлова, ныне Петербургская. На ее пересечении с «Кольцом» к тысячелетию Казани установлен памятник историку-этно-графу и востоковеду Льву Гумилеву. При мощении еще одного «казанского Арбата» предпочтение отдали светло- и темно-серому камню ( «под мрамор»), в чем, по замыслу проектировщиков, отчетливо проявились «петербургские мотивы».

Зато исчезли трамвайные пути. А ведь именно они подарили «Кольцу» этот популярный топоним. С 1929 года здесь, как известно, по круговой линии возле памятника Бауману, прямо над нынешним подземным переходом, разворачивались трамваи. Затем разворот перенесли к Булаку и только что построенному комбинату «Здоровье». Само понятие «Кольцо» постепенно расширилось и стало вбирать в себя сразу три перекрестка – улицы Куйбышева с улицами Островского, Свердлова и Профсоюзной.

Фото из коллекции Абдуллы ДубинаНа старом снимке еще нет гостиницы «Татарстан», построенной в 1970 году, но уже возведено бывшее (первое) здание «Татэнерго», сданное в строй в 1952-м. Значит, приблизительное время действия – 1953 год. Еще через сезон будут сданы в строй пятиэтажки-сталинки – те, что на снимке разделяет улица Островского.

  • В послевоенные годы по столице республики ходили два типа трамваев – старые мытищинские вагоны серии «Х» и более современные «МТВ-82» производства Тушинского завода. Увидеть обе машины сегодня можно в Казани на Аллее Славы у входа на станцию метро «Суконная слобода»

Первая секция длинной Г-образной сталинки (ближе к зрителю) на старом снимке уже заселена, а вот дальняя еще достраивается. Об этом свидетельствуют остов башни высотного крана, огороженная территория возле дома и строительные леса.

Это здание по адресу ул.Пушкина, 5 построено по проектам архитекторов Павла Саначина и Георгия Солдатова – изначально как жилое с административными и торговыми помещениями, расположенными на первых этажах. Раньше на этом месте теснились друг к другу одно– и двухэтажные домики, в которых были магазины и парикмахерская.

А вот в дальнейшем здесь располагалась Татарская республиканская проектная контора «Татпроект» Министерства коммунального хозяйства РСФСР (позднее – Проектный институт гражданского строительства, планирования и застройки городов и поселков, «Татаргражданпроект»). В ней под руководством Узбека Гибадовича Алпарова работали ведущие архитекторы ТАССР, авторы проектов ряда зданий и жилых микрорайонов, построенных в республике.

В наши дни здесь – многочисленные кафе, банки и популярный ювелирный салон.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще