Что в казне муниципалитетов?

Фраза «С деньгами каждый дурак сможет, а ты без денег попробуй!» весьма актуальна для органов местного самоуправления. Что и говорить, собственных налогов муниципалитетам порой не хватает даже на то, чтобы закрыть основные статьи местного бюджета, так что о самодостаточности говорить не приходится. Большинство муниципалитетов в Татарстане являются дотационными.

Автор статьи: Вероника АКИФЬЕВА

information_items_10107721
Фраза «С деньгами каждый дурак сможет, а ты без денег попробуй!» весьма актуальна для органов местного самоуправления. Что и говорить, собственных налогов муниципалитетам порой не хватает даже на то, чтобы закрыть основные статьи местного бюджета, так что о самодостаточности говорить не приходится. Большинство муниципалитетов в Татарстане являются дотационными. Особенно в этом плане беззащитны сельские поселения.

Основой для формирования большинства сельских бюджетов является земельный налог.

– В нашем поселении есть невостребованные паевые земли, которые налогами не облагаются, так как у них нет хозяина, тем не менее сельхозформирования этой землей пользуются, – говорит глава Новозареченского сельского поселения Бавлинского района Анатолий Платонов. – Для муниципалитета это один из источников собственных доходов. А почти половина земельных участков, которые на сегодня мы имеем, являются бесхозными. В нашем районе это наблюдается практически во всех поселениях. Вопрос нужно решать, так как это хорошая налоговая база для нас.

В Азнакаевском районе проблемой невостребованных паевых земель начали заниматься примерно четыре года назад. По словам заместителя главы района Назята Нагимова, только в минувшем году появились какие-то конкретные результаты. Процесс передачи невостребованных паевых земель в муниципальную собственность оказался весьма непростым, решаемым только в судебном порядке. «В частности, в нашем поселении мы провели сходы граждан по этой проблеме, сейчас предстоят суды. В общем, все это очень долгая история, – говорит глава Чубар-Абдулловского сельского поселения Нияз Фатхетдинов. – Поэтому вопрос, когда эти земли начнут приносить доход, остается открытым».

Второй по значимости для бюджетов сельских поселений – налог на имущество физических лиц, от уплаты которого освобождены пенсионеры. То, что население в деревнях не молоде­ет, известно всем, поэтому расширять налоговую базу муниципалитетов в этом направлении практически невозможно. Собираемость налога на имущество с каждым годом уменьшается, констатирует Анатолий Платонов.

Не так давно татарстанская делегация муниципалов во главе с председателем Совета муниципальных образований республики Минсагитом Шакировым посетила Швецию с целью изучения опыта работы органов местного самоуправления. Да, там есть чему поучиться. Уже тот факт, что восемьдесят процентов всех налогов перечисляется в местные бюджеты, заставит многих наших муниципалов позавидовать. Ни одному здравомыслящему гражданину Швеции не придет в голову жаловаться главе государства, что в его квартире текут трубы – эти проблемы решаются на местном уровне. И весьма эффективно.

Если же говорить о коррупции, то следующая ситуация скажет сама за себя. Одна из сотрудниц купила по карточке госслужащего мороженое и была уволена, так как потратила государственные деньги на личные нужды. И неважно, сколько потратила, ключевое слово здесь «государственные».

– Можно много говорить о тех плюсах, которые есть в этой стране, но не нужно забывать, что нашему закону о местном самоуправлении десять лет, а в Швеции первый подобный нормативный документ был принят сто пятьдесят лет назад. Мы их догоним, и на это сто лет не понадобится, – считает Минсагит Шакиров. – У нас в республике осуществляется колоссальная государственная поддержка муниципальных образований. Реализуется масса различных программ, по которым муниципалитетам выделяется финансирование на те или иные нужды. Со следующего года начнет действовать новая программа для сельских населенных пунктов, в рамках которой будет финансироваться освещение сельских улиц. Кроме того, в этом году будут выделены гранты сельским поселениям в размере миллиона рублей. Их получат сто четыре муниципальных образования, которые были признаны лучшими. За счет этих средств они смогут решить вопросы благоустройства в своих населенных пунктах.

Можно сетовать на отсутствие денег, жаловаться на небольшие бюджеты, но даже в таких условиях есть возможность решать вопросы местного значения, развивать свою территорию. На сегодняшний день становится все популярнее программный метод управления и финансирования. Именно эту тактику выбрал федеральный центр. И в этом же направлении движется и наша республика. Только в следующем году в Татарстане предполагается 25 государственных программ. Раньше такого количества программ и грантов не было, сейчас их очень много в разных сферах – это и региональные, и федеральные, и различные партийные проекты, через которые можно получить значительные ресурсы для реализации каких-то инициатив.

  • «Второй по значимости для бюджетов сельских поселений – налог на имущество физических лиц, от уплаты которого освобождены пенсионеры. То, что население в деревнях не молодеет, известно всем, по­этому расширять налоговую базу муниципалитетов в этом направлении практически невозможно», – говорит Нияз Фатхетдинов

Уметь разбираться в технологии вхождения в такие программы, в их конъюнктуре – вот что сейчас выходит на первый план. Если в муниципалитете есть специалист, который отслеживает возникновение подобных проектов, то это муниципальное образование определенно будет в выигрыше, потому что у того, кто первый заявился в качестве кандидата в программе, всегда выше шанс получить финансирование.

– В прошлом году мы предлагали муниципалам в рамках ежегодного повышения квалификации кадров включить в обучение такую тему, как целевые программы, – рассказывает директор Высшей школы государственного и муниципального управления КФУ Лилия Нургатина. – Но желающих оказалось не так много, как мы предполагали. Тем не менее на сегодняшний день это весьма востребованная тематика, что подтверждают главы районов, которые на данный момент проходят у нас обучение. Мы проводили среди них опрос о том, какие вопросы они считают наиболее важными для ваших сотрудников, и все выделили юридические, финансовые направления и отдельным блоком – целевые программы. Эти сферы оказывают большое влияние на благополучие муниципалитета, и каждый глава заинтересован в грамотной подготовленности своих сотрудников. Поэтому в следующем году они все будут включены в обучение.

Вообще, финансы и кадры – темы, сильно взаимосвязанные друг с другом. На данный момент ведется формирование программы повышения квалификации на 2014 год.

– Мы предложили командную форму обучения с выездом на места, надеюсь, она будет воспринята нашим основным заказчиком – Аппаратом Президента республики, – продолжает Лилия Нургатина. – Глубоко убеждены, что наряду с традиционными программами необходимо проводить обучение в каждом конкретном районе, где в течение трех дней команды сельских поселений могли бы получать знания не разрозненно, а системно.

Кроме того, со следующего года запускается образовательный модуль для глав и специалистов сельских поселений, не имеющих высшего образования. Основное направление, по которому будет проводиться обучение, – юридическое. Кроме того, после окончания обучения муниципалам выдадут дополнительные дипломы по профпереподготовке по экономической тематике.

Бюджетное и налоговое законодательство совершенствуется – каждый раз вносятся поправки, которые меняют финансовые правила игры. И предстоящий год не исключение, в том числе для органов местного самоуправления. В частности, с 1 января вступают в силу изменения в Бюджетный кодекс РФ, которые предусматривают другие нормативы зачисления налога на доходы физических лиц – в частности, он уменьшится на 10 процентов для бюджетов муниципальных районов и городских округов в пользу регионов. Таким образом, соотношение зачислений по налогу на доходы физических лиц составит: 70 процентов – в бюджет республики, 30 процентов – в местные бюджеты. Однако эти деньги из муниципалитетов «уходят» вместе с полномочиями в сфере дошкольного образования. Хорошая же новость заключается в том, что местным бюджетам должны передать не менее 10 процентов от акцизов на нефтепродукты. За счет этих средств муниципальные образования создадут так называемые дорожные фонды – собственные целевые фонды, средства которых будут направляться по усмотрению муниципальных властей на ремонт, реконструкцию и строительство дорог местного значения.

Что же касается передачи большей части налогов на местный уровень, то, по мнению специалистов, это произойдет нескоро. Чтобы финансовая пирамида перевернулась и деньги перестали концентрироваться в федеральном бюджете, надо решить прежде всего две задачи – обеспечить стабильно развивающуюся экономику и свести до минимума коррупцию.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще