Работы у нынешних руководителей органов местного самоуправления – с утра до ночи и почти без выходных, вопросов масса, зарплата, прямо скажем, не самая большая, льготы – при наличии стажа работы не менее 15 лет.
С другой стороны, это деятельность, однозначно повышающая самооценку, что немаловажно для человека с амбициями. Но кадровая проблема в муниципалитетах по значимости занимает если не первое, то, по крайней мере, второе место после финансовой. Почему?
На днях депутаты Комитета Госсовета по государственному строительству и местному самоуправлению побывали в Аксубаевском районе, чтобы как раз и обсудить, как реализуется республиканское законодательство в работе с муниципальными кадрами на местах.
На заседание пригласили представителей министерств и ведомств республики, глав поселений, депутатов представительных органов МСУ.
«Эта тема для глубинки Татарстана, где много сельских поселений, всегда актуальна. Кому как не вам известны местные болевые точки. Нам важно ваше мнение, прежде всего, как эффективнее выстроить взаимодействие органов власти всех уровней и населения», – открывая заседание, сказала председатель парламентского комитета Валентина Липужина. Она напомнила: в Татарстане в настоящее время действует более 150 нормативных актов по вопросам местного самоуправления, среди них – Кодекс муниципальной службы РТ, который призван облегчить работу местных органов управления. Подготовка муниципальных служащих на соответствующей законодательной базе в республике ведется уже девять лет.
Актуальность кадровой проблемы в своем выступлении подтвердил и глава района Камиль Гилманов. «Для решения задач, которые ставит сегодня перед местной властью руководство страны и республики, требуются профессиональные, эффективные управленцы, и в большей степени они необходимы муниципалитетам. В районе мы делаем ставку не только на инновации в экономике, но и в управленческих подходах. Безусловно, работа с кадрами – в числе приоритетов», – отметил он.
Впрочем, судя по цифрам, острой нехватки квалифицированных специалистов муниципальной службы Аксубаево не испытывает. Восемьдесят процентов служащих – с высшим образованием, остальные – со средним специальным. Около тридцати процентов имеют стаж работы в муниципальной службе более 15 лет.
Сформирован и кадровый резерв, в котором сегодня 76 человек.
В процессе обсуждения у депутатов возник вопрос: насколько реальны шансы «резервистов» получить место служащего? Конкуренция-то получается достаточно высокой, два-три человека на «кресло». «Каждый ждет своего часа», – дипломатично выразился Камиль Гилманов. Так в чем проблема?
Не очень охотно, как выясняется, идет перспективная местная молодежь и специалисты среднего возраста в «сельские» чиновники. И такая ситуация, кстати, наблюдается в большинстве муниципалитетов. Может оказаться и так, что заменить ушедшего на пенсию сотрудника будет просто некем. А работы на муниципальном уровне предстоит много. Например, сейчас идет процесс укрупнения муниципальных образований, и его сопровождение должно быть грамотным. В данном случае на первое место выходят даже не вопросы финансовой экономии, а интересы местных жителей, их благополучие.
И все-таки… И все-таки разговор на заседании
«Если раньше мы говорили, что „кадры решают все“, то теперь правильнее будет сказать, что все решают и кадры, и финансы», – считает глава района.
Головной болью муниципальных и местных органов власти, несмотря на комплекс различных мер поддержки, предпринимаемых руководством республики, был и остается вопрос: как пополнить бюджет?
«Мы давно могли бы завалить торфом всю Россию и обеспечить природным песком всю республику, – эмоционально выразился Камиль Гилманов. – В районе посторонние коммерческие фирмы ведут добычу песка, а мы сами на эти разработки не можем получить лицензию». Самое интересное, что право на получение такой лицензии у муниципалитета имеется, но вот реализовать его на практике не удается. Слишком много на этом пути бюрократических барьеров. И таких ситуаций много. По закону об МСУ местным властям в последние годы передана масса полномочий. Но далеко не все они подкреплены финансово, и часто глава современного сельсовета остается один на один с проблемой и чешет правой рукой левое ухо, пытаясь и деньги найти, и закон не нарушить…
Неудивительно, что молодые управленцы не очень заинтересованы работой в родных местах, предпочитая устроиться в городе. Не верят в эффективность развития местной власти? Вообще, если учесть, как руководители органов МСУ бьются за исполнение бюджетов и пытаются искать новые источники доходов, эту позицию понять можно. Упрекнуть их в отсутствии патриотизма? Объективно ли?
В постановлении по итогам заседания депутаты, в частности, рекомендовали руководству района «совершенствовать практику реализации законодательства в части аттестации муниципальных служащих».
«Закон об МСУ в своем нынешнем виде, на наш взгляд, на старте муниципальной реформы свою роль выполнил. Наступил новый этап его реализации. Какими будут следующие шаги – будет принят новый документ или существенно модернизирован имеющийся, пока неясно. Но то, что обновления необходимы, это очевидно», – резюмировала Валентина Липужина.