Уроки «мастерства» для приемных родителей

Возврат детей в социальное учреждение остается одной из наиболее острых проблем в практике приемных семей. И хотя по республике такие ситуации крайне редки, даже они в данном случае – это чья-то изломанная судьба, и детская, и взрослая.

Автор статьи: Ирина МУШКИНА

information_items_10107360
Возврат детей в социальное учреждение остается одной из наиболее острых проблем в практике приемных семей. И хотя по республике такие ситуации крайне редки, даже они в данном случае – это чья-то изломанная судьба, и детская, и взрослая.

…Чужой ребенок вошел на равных в семью и вроде бы называет приемных родителей мамой и папой. Но процесс его адаптации затянулся, проходит тяжело. Малыш заявляет: «Хочу обратно в детский дом, мне здесь плохо!» И бессонными ночами родителей гложет мысль: «Не справляемся, возможно, ошиблись, взяв ребенка в семью…»

О том, как важна предварительная квалифицированная психолого-педагогическая и правовая подготовка родителей в приемных семьях, особенно заинтересованно заговорили в прошлом году. На заседаниях Комитета Госсовета по социальной политике и парламентского объединения женщин-депутатов «Мэрхэмэт – Милосердие» проблему активно поднимали сами депутаты, приемные родители, представители органов опеки и попечительства. В итоге в Семейный кодекс РТ Госсовет внес изменения, регулирующие подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Прошел год. И как обстоят дела?

Этот вопрос обсуждали на совместном выездном заседании парламентского Комитета Госсовета по социальной политике, который возглавляет Светлана Захарова, и объединения «Мэрхэмэт – Милосердие». В заседании приняла участие заместитель Председателя Госсовета Римма Ратникова.

Депутаты и представители Министерства образования и науки, социальных служб, руководители детских социальных учреждений, представители общественных организаций побывали в двух школах приемных родителей, созданных в Казани. Одна – на базе детского дома в Кировском районе, другая – при частном учреждении в Татарском институте содействия бизнесу. Всего в республике на основе тендера право на организацию такого обучения получили десять организаций, в том числе восемь – для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Всего в Татарстане за этот год прошли специализированные мастер-классы 600 приемных семей, в будущем году, как сообщила представитель Министерства образования и науки, за «родительские» парты сядут около 700 пар.

Где базируется школа – при детском доме или высшем учебном заведении – не так уж и важно. Главная ее цель одна – максимально смягчить процесс адаптации ребенка в приемной семье. Но столь же важна и другая задача – помочь будущим приемным родителям разобраться в собственных чувствах и мотивах своего решения. В процессе обучения, состоящего из нескольких этапов, включая тестирование и заключительное собеседование, все проблемы и выявляются. Кстати, учеба требует непосред­ственного присутствия родителей, и если график посещения семейные пары не выдерживают, то рискуют остаться без свидетельства об окончании курсов. И это тоже к вопросу о будущей ответственности.

…Из 122 семейных пар, прошедших подготовку в школе приемных родителей детского дома в Кировском районе, решение принять ребенка в семью не поменяли 110. Как говорится, без комментариев. 

Несмотря на позитивную динамику семейного устрой­ства детей, оставшихся без попечения родителей, депутаты и приглашенные участники заседания выделили существенную проблему. Как отметила Римма Ратникова, сегодня крайне необходимо законодательно закрепленное общественное сопровождение приемных семей. Конечно, и после окончания школы приемные родители не остаются без поддержки своих педагогов: в любой момент могут попросить совета.

В процессе обучения семейные пары создают своеобразные сообщества, помогают друг другу в трудных ситуациях. Но помощь в этом деле нужна системная и квалифицированная. Кто-то из участников заседания предложил организовать «горячую линию» для таких случаев.

Другой момент – в школах приемных родителей пока не хватает специалистов-преподавателей, прошедших необходимую «узкую» подготовку. Дело в том, что процесс обучения требует непосредственного контакта, что называется, глаза в глаза, обычные лекции тут не «прокатят».

Участники заседания обсудили и другие нюансы, связанные с приемными детьми. По мнению депутатов, было бы нелишне включить в процесс обучения наряду с родителями работу с детьми. Причем как с родными, так и с приемными. В принципе, с ребятами, оставшимися без попечения родителей, в дет­ских социальных учреждениях беседуют, рассказывают о возможности войти в новую семью. Но нюансы, конечно, остаются в каждом индивидуальном случае. А вот реакция «домашних» детей на приемных брата или сестру остается целиком на совести родителей. «Мы знаем, какими жестокими могут быть дети. Они способны нанести друг другу такую психологическую травму, которую потом родителям исправить будет очень трудно», – высказалась Светлана Захарова.

По итогам заседания депутаты приняли соответствующее постановление.

Жирную запятую в разговоре на эту тему – понятно, далеко не последнюю – по­ставила Наталья из Аксубаева. Она мама троих детей, третий ребенок – приемный, причем из «отказных». Женщина рассказала необыкновенную историю знакомства с малышом – его привезли на «скорой помощи» в больницу. Наталья – фельдшер. Рассказала, как сомневалась старшая дочь, когда она сообщила ей о решении взять в семью этого малыша, как сын с первых дней очень хорошо принял нового брата… «А теперь он – наше сокровище», – с гордостью констатировала приемная мама.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще