Ваш звонок из любой точки республики поступит в Центр обработки вызовов в Казани, и помощь прибудет незамедлительно
В народе говорят: «От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Алла сахласын, как говорится, но «не зарекаться» приходится от многого – от пожара, например, дорожно-транспортного происшествия, наводнения, от утечки газа… Грибники и охотники не застрахованы от блуждания по лесу, рыбаки – что не оторвется от берега льдина. И даже если вы увидели подозрительный предмет в общественном месте или на секунду вышли из квартиры, а дверь заблокировалась и помощи ждать неоткуда, звоните по единому номеру вызова экстренных служб «112».
— Конечно, только в том случае, – уточняет начальник Дежурно-диспетчерской службы – 112 (ДДС-112) Рустэм Яхин, – если возникла реальная угроза жизни, здоровью, причинения вреда имуществу, окружающей среде.
Единый номер вызова экстренных оперативных служб «112» официально начал действовать на территории России в августе этого года, до этого процесс создания системы-112 и государственные испытания прошли в двух регионах – в Курской области и Татарстане. В октябре в нашей республике завершился очередной этап развития этого проекта – введен принцип «одного окна».
– Раньше единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС) муниципальных районов сами получали, обрабатывали и реагировали на звонки по телефону «112», диспетчером ЕДДС тратилось лишнее время на последовательное информирование экстренных служб о происшествии по телефону, – рассказывает начальник отдела по работе со СМИ Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РТ Андрей Родыгин. – Теперь же звонок от потерпевшего или очевидца происшествия благодаря введенному принципу «одного окна» сразу поступает в центр обработки вызовов (ЦОВ) Дежурно-диспетчерской службы – 112, который находится в Казани. Информация о происшествии заполняется в электронном виде и единовременно передается в необходимые экстренные службы и ЕДДС нужного муниципального образования.
Как это происходит в конкретном случае, пояснил Рустэм Яхин:
– Представьте, автомобилист на трассе увидел аварию – тут и пламя, и разлив топлива, и, что самое страшное, пострадавшие люди в искореженной машине. Куда, кому звонить? Пожарным, в скорую помощь, спасателям? Можно, конечно, но дорога каждая минута, на кону жизни людей. Нужно набрать только три цифры – «112» – и рассказать все принявшему вызов оператору.
Рустэм Яхин проводит меня в зал, где работают девушки-операторы. Почти беспрерывно слышатся их голоса: «Оператор шестой. Чем могу вам помочь?» Вот звонок из Альметьевска. Кто-то взволнованно сообщает о происшествии. Девушка задает вопросы, успокаивает человека на другом конце провода.
– Чем больше людей будут знать номер вызова экстренных служб, тем быстрее и эффективнее будет помощь. В сутки к нам поступает до 3300 звонков, к сожалению, почти 70 процентов из них – непрофильные, – переживает начальник службы.
Трудно поверить, но население пропагандируемый номер вызова экстренных служб «112» часто воспринимает как телефон… справочной службы. Звонят, чтобы вызвать такси или заказать столик в ресторане, пожаловаться на сотового оператора, на отключение воды или узнать прогноз погоды. Удобные для набора в экстремальной ситуации цифры легко набирают дети, которым в руки попал родительский телефон… И тогда действительно нуждающийся в помощи человек не может пробиться к оператору, зависает в ожидании.
Рустэм Яхин приводит в пример испанский опыт. Там разработали специальную памятку для населения, где четко прописаны все ситуации, по которым необходимо или, наоборот, ни в коем случае нельзя звонить по этому номеру. Такую брошюру прочитал или даже имеет при себе практически каждый житель страны. Сотрудники аналитического отдела ЦОВ-112 в Казани тоже разработали подобную памятку. Через школы, предприятия и организации, через почтовые ящики она должна как можно скорее оказаться у всех жителей республики.
- Рустэм ЯХИН, начальник Дежурно-диспетчерской службы – 112
«По номеру „112“ для вызова экстренной оперативной помощи можно бесплатно позвонить с мобильного, стационарного телефона или таксофона в любое время суток, в любой стране Еврозоны. Даже если вы сомневаетесь, является ли ситуация экстренной или нет, лучше позвонить. Оператор вызовет все необходимые для реагирования на происшествие службы – пожарных, медиков, полицию, спасателей, службу антитеррора или аварийную газовую службу».
…Накануне в Волгограде прогремел взрыв, это чудовищное происшествие эхом отозвалось в Татарстане – люди по телефону «112» сообщают о подозрительных пакетах, предметах, сумках.
– Вчера позвонил мужчина, сообщил, что в автобус зашли подозрительные личности – парень с девушкой, странно одетые, с подозрительным багажом, – рассказывает Рустэм Яхин. – Мы не могли не отреагировать на этот вызов, хотя, к счастью, опасения бдительного гражданина не подтвердились. В нашей памятке прописано: звонить на номер «112», если возникла реальная угроза жизни, здоровью, причинения вреда имуществу или окружающей среде или есть причины подозревать это. В таких случаях лучше перестраховаться.
В штате ДДС-112 (или, как его еще называют, Центра обработки вызовов в Казани) в четыре смены работают 30 операторов. Зар-плата, с учетом того, что служба является подразделением при МЧС РТ, небольшая, требования – высокие. В идеале оператор должен владеть пятью языками и как минимум иметь высшее образование, быть коммуникабельным, быть уверенным пользователем ПК и, главное, стрессоустойчивым. Летом «случился» звонок от иностранца – англичанин находился на станции метро «Проспект Победы», увидел лежащего без сознания человека, позвонил «112». Операторы приняли англоязычный вызов – помощь больному человеку была оказана своевременно.
Но случается, что даже на русском языке операторам очень долго приходится выяснять местонахождение позвонившего – в стрессовой ситуации люди иногда даже имя свое не могут вспомнить.
– Не все операторы, конечно, выдерживают такие психологические нагрузки, некоторые уходят, но чаще привыкают, набираются опыта. Недавно был такой случай, – вспоминает «рабочие будни» Рустэм Яхин. – Позвонила мама, у нее упал ребенок, сильно пострадал. Наша девушка-оператор моментально заполнила карточку происшествия, одновременно успокаивая маму, отправила информацию в соответствующие службы, а потом долго рыдала, жалея малыша…
Предусмотрительные родители обязательно должны объяснить своему подросшему ребенку, как и в каких случаях нужно звонить в службу-112, чтобы он мог назвать свое имя, домашний адрес, телефон для связи с родителями. И объяснить, что звонить по этому телефону ради шутки категорически нельзя. А в качестве примера приведите такой случай. Благодаря своевременному вызову по телефону «112» в Набережных Челнах пожарным удалось спасти 71-летнего пенсионера, который едва не потерял сознание, надышавшись дымом. Дедушка просто забыл на горящей газовой плите свой обед. Бдительные соседи, почуяв запах дыма, незамедлительно сообщили о происшествии по телефону «112». Прибывшие в считаные минуты пожарные вынесли мужчину из задымленной квартиры, передали его медикам и быстро потушили огонь.
Для справки:
История развития в Татарстане пилотного проекта единого номера вызова экстренных служб -112 стала без преувеличения совместной гордостью двух республиканских ведомств — Минсвязи и МЧС.
Первые разработки Минсвязи и МЧС начались еще в 2008 году. Был подготовлен системный проект «Космический коридор безопасности „ГЛОНАСС+112“ по реагированию на ДТП на федеральной трассе М-7, нагрузка на которую с 1970-х годов увеличилась в 6 раз. Ведь изначально дорога была построена для подвоза стройматериалов на строящиеся Нижнекамскую ГЭС и «КамАЗ».
Проект по созданию единой государственной информационной системы «ГЛОНАСС+112» стартовал весной 2009 года принятием постановления Кабинета Министров РТ от 20 апреля 2009 года №255 «О ходе реализации комплексного проекта „Электронное Правительство Республики Татарстан“. В то же время была сформирована рабочая группа на уровне заместителей руководителей министерств для обеспечения более оперативного решения задач, возникающих при реализации данного проекта (Распоряжение Кабинета Министров РТ от 12.11.2008№ 1970-р).
Нормативной основой проекта для начала работ по созданию ЕГИС «ГЛОНАСС+112» были следующие документы:
— Указ Президента Республики Татарстан от 14.11.2007 №УП-610 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения в Республике Татарстан» — является основополагающим, формулирующим цели и задачи реализации данного проекта;
— Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 декабря 2008 года №922 «О ходе исполнения Указа Президента Республики Татарстан от 14.11.2007 №УП-610 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения в Республике Татарстан» — расширяет информационное поле;
— Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 г. «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS» — является технико-нормативным документом;
Концепция создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 25 августа
В качестве транспортной магистрали передачи данных единая государственная информационная система «ГЛОНАСС+112» (ЕГИС «ГЛОНАСС+112») использует Государственную интегрированную систему телекоммуникации республики (ГИСТ РТ).
ЕГИС «ГЛОНАСС+112» представляет собой единую систему, включающую в себя следующие подсистемы:
— единая система цифровой телефонии для приема вызовов по номеру 112;
— единая система диспетчеризации карточек происшествий;
— единая система мониторинга транспортных средств;
— единая система цифрового картографического обеспечения;
— единая система видеонаблюдения во всех дежурно-диспетчерских службах и контрольных пунктах милиции;
— подсистема обеспечения информационной безопасности, предназначенной для защиты информации и средств ее обработки в системе-112.
На первом этапе проекта по созданию единой государственной информационной системы «ГЛОНАСС+112» были проведены следующие работы: была выбрана пилотная зона реализации проекта, в выбранной пилотной зоне было проведено оснащение автомобильной техники приборами навигации на основе системы ГЛОНАСС и оснащение стационарных объектов (центральных районных больниц, районных управлений внутренних дел, пожарных частей и исполнительных комитетов) автоматизированными рабочими местами системы. В качестве пилотной зоны была выбран участок федеральной автомобильной трассы М7-Волга, проходящей по территории Татарстан (
В пилотной зоне реализации проекта были оснащены автоматизированными рабочими местами 57 объектов, на которых установлены 72 автоматизированных рабочих мест диспетчеров. 523 ТС (технических средства) различных ведомств были оснащены приемниками ГЛОНАСС/GPS.
22 марта
— временный регламент функционирования дежурно-диспетчерской службы для вызова оперативных служб по телефонному номеру «112» (далее – ДДС-112) на основе единой государственной информационной системы «ГЛОНАСС+112». Временный регламент вводится на территории Республики Татарстан до принятия нормативных правовых актов Российской Федерации;
— график ввода единой государственной информационной системы «ГЛОНАСС+112» в эксплуатацию на территории Республики Татарстан.
В реализации данного проекта участвуют три взаимодействующих ведомства: Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям РТ, Министерство внутренних дел по РТ, Министерство здравоохранения РТ.
Ну а сама система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Республике Татарстан функционирует на основе единой государственной информационной системы «ГЛОНАСС+112» с 1 мая 2010 года.
Функции оператора единой государственной информационной системы «ГЛОНАСС+112» были возложены на государственное учреждение «Центр информационных технологий Республики Татарстан». На Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан возложено обеспечение организации работы в круглосуточном режиме операторов дежурно-диспетчерской службы на территории Республики Татарстан. Для этого в составе Поисково-спасательной службы Республики Татарстан при МЧС РТ был создан диспетчерский отдел (25 человек) дежурно-диспетчерской службы-112 (ДДС-112) согласно совместному приказу ГУ МЧС РФ по РТ и МЧС РТ от 15.04.2010 г. №239/159. Подготовка специалистов была проведена в Учебно-методическом Центре по ГО и ЧС по Республике Татарстан.
С 1 января 2011 года штатная численность дежурно-диспетчерской службы 112 Республики Татарстан составляет 42 человека (в том числе 30 оперативных дежурных ДДС-112 и 7 сотрудников аналитического отдела).