Уже много лет жилищно-коммунальное хозяйство в нашей стране, в том числе в Татарстане, является одной из проблемных отраслей. Ни реформирование, ни новые нормативные документы не помогают навести в этой сфере порядок.
С ситуацией в конкретных домах мы ознакомились, побывав на приеме граждан по вопросам ЖКХ в региональной общественной приемной председателя партии «Единая Россия» Дмитрия Медведева.
Разбирались в проблемах жителей заместитель председателя Комитета по жилищной политике и ЖКХ, депутат Госдумы от РТ Александр Сидякин, заместитель начальника Государственной жилищной инспекции РТ Ирек Шайдуллин, заместитель председателя Государственного комитета РТ по тарифам Лилия Борисова и директор саморегулируемой организации «Содружество организаций управляющих многоквартирными домами РТ» Назиф Фатыйхов.
Ситуация в двадцать четвертом доме по улице Шамиля Усманова (Московский район Казани), например, просто катастрофическая. По словам его жительницы Ильсии Шамсиевой, в пятиэтажке, которой скоро стукнет полвека, еще ни разу не проводился капитальный ремонт, и вот уже двенадцать лет женщина живет в холодной квартире с протекающей крышей. Ее мытарства по чиновничьим кабинетам в поисках управы на управляющую компанию пока не привели к результату. Она добралась даже до Москвы. Есть и судебное решение, обязывающее управляющую компанию привести дом в порядок. Однако все без толку – тепла как не было, так и нет, а с потолка капает вода.
А вот в шестом доме по той же улице ситуация несколько иная – здесь капитальный ремонт начался в 2010 году, но по каким-то причинам до сих пор не закончен.
За время разбирательств в различных инстанциях у просителей накапливается, как правило, изрядная кипа документов, состоящая из переписки с управляющей компанией, жилищной инспекцией, муниципальными властями. Все это люди приносят с собой, чтобы не быть голословными. Подобные бумаги демонстрировали практически все пришедшие на прием.
Многих волновал вопрос о включении жилых домов в программу капитального ремонта. К примеру, дом №7 в Школьном переулке (Вахитовский район Казани) жители пытаются включить в программу с 2000 года, но пока безрезультатно. Что интересно, управляющая компания, по словам пенсионерки Валентины Льдоковой, отчиталась за проведенный в трехэтажке текущий ремонт, хотя его не было.
Третий дом по улице Маршальской этого же района в 2005 году, когда жильцы пытались включить его в программу по капремонту, считался ветхим, однако в 2009-м его уже признали аварийным, тогда износ здания составлял 87 процентов. Значит, жилье пора сносить, а людей переселять в другие квартиры. Вопрос в том, когда это будет сделано. «Нам страшно находиться в этом здании, – рассказала Надежда Александрова, пришедшая на прием со своей маленькой дочерью. – Лестницы под ногами рассыпаются, жилище разваливается прямо на глазах».
Как ни странно, на капремонт претендуют не только старые здания, но и относительно новые. В частности, это построенные по социальной ипотеке дома. Застройщик, который возводил их, обанкротился, поэтому устранение недоделок легло на плечи жителей. «Мы на собственные средства отремонтировали чердачное помещение, – поведала председатель ТСЖ «Новый век» Сирина Петренко. – Однако это не спасает квартиры от сырости и появления черной плесени на стенах. Уже проваливаются полы на первых этажах. Что смогли, мы сделали, но полностью привести здание в порядок у жителей нет финансовой возможности. Для того чтобы хотя бы утеплить фасад, нам в 2009 году насчитали сумму в 35 миллионов рублей! Откуда у жильцов такие деньги?»
Как оказалось, подобных «социальных» многоэтажек в Казани насчитывается девятнадцать, и по ним ожидается кардинальное решение на уровне Правительства республики.
Еще один пласт проблем – взаимоотношения между жильцами и предпринимателями, ведущими деятельность на первых и цокольных этажах многоквартирных домов. И здесь масса вопросов, которые необходимо решать не в индивидуальном порядке. В частности, пенсионер Геннадий Шишкин рассказал о незаконных подключениях к электрическим сетям дома №117 по улице Декабристов. А Ляля Салихова пожаловалась на шум от танцевального класса, расположенного на цокольном этаже семьдесят восьмого дома по улице Фучика.
«Нам часто приходится сталкиваться с жалобами жителей на действия предпринимателей, которые арендуют или выкупают помещение в многоквартирном доме, – прокомментировал ситуацию Ирек Шайдуллин. – Необходим какой-то документ на федеральном уровне, который регламентировал бы порядок пользования нежилыми помещениями». Он привел вопиющий пример, когда предприниматель без всякого согласования, углубляя подвал жилого дома, вывез целый «КамАЗ» земли и срезал часть несущей конструкции здания.
Подводя итог приему граждан, Александр Сидякин отметил: «Проблемы жилищно-коммунального хозяйства волнуют людей больше всего. И для депутатов такие встречи важны еще и потому. что, помимо реальной помощи людям, они формируют определенные законодательные решения. Яркий пример – обращение к Правительству России депутатов Госдумы по вопросу общедомовых нужд, что положило начало разработке специального постановления. Сегодня жалоб по ОДН не было, значит, эту проблему в какой-то степени удалось решить. Сейчас в работе находятся более двадцати законопроектов, которые касаются жилищно-коммунальной сферы. В частности, мы добиваемся, чтобы функционировала государственная информационная система, которая позволила бы быстро проверять правильность начисления за коммунальные услуги, оперативно подавать жалобу и так далее. Также в первом чтении принят законопроект, «замораживающий» рост тарифов, который не может продолжаться бесконечно. Проблемы ЖКХ должны решаться на всех уровнях».
На вопрос, какие меры будут приняты в отношении управляющих компаний, на которые поступили жалобы от жителей, Назиф Фатыйхов напомнил: в числе мер воздействия – предупреждение, штраф и исключение из «Содружества организаций управляющих многоквартирными домами РТ». «И у нас были прецеденты, когда мы исключили из организации две управляющие компании, – рассказал он. – Однако принцип саморегулирования заключается в том, что компания добровольно принимает стандарты и правила работы управления многоквартирными домами и придерживается их. За рубежом такие саморегулируемые организации, как наша, существуют десятки, даже сотни лет (например, в Германии). Управлящие компании очень дорожат членством в СРО, и это, конечно, положительно сказывается на качестве обслуживания населения. У нас это пока дело будущего».
Что касается конкретных жалоб, высказанных на приеме граждан, то все они приняты в работу. И, будем надеяться, люди получат наконец-то реальную помощь.