Даже не недоучки – неучи

Утверждение, что водитель-недоучка на дороге опасен не только для себя, но и для всех участников движения, вряд ли кто-то  подвергнет сомнению. В сегодняшнем скоростном потоке и опытный-то водитель не застрахован от ошибок, что уж говорить о тех, кто пополнил ряды автомобилистов, не получив необходимого багажа знаний и практических навыков…

Автор статьи: Светлана АРСЕНТЬЕВА

information_items_10105652

Число водителей-недоучек, вроде бы благополучно окончивших автошколы, стремительно увеличивается

Утверждение, что водитель-недоучка на дороге опасен не только для себя, но и для всех участников движения, вряд ли кто-то  подвергнет сомнению. В сегодняшнем скоростном потоке и опытный-то водитель не застрахован от ошибок, что уж говорить о тех, кто пополнил ряды автомобилистов, не получив необходимого багажа знаний и практических навыков… Как же «полуфабрикаты», как окрестил их в свое время Президент Рустам Минниханов, умудряются преодолеть все проверочные кордоны и выбраться-таки на «большую дорогу»?

Вроде бы налажена система обучения будущих водителей – в Татарстане столько аттестованных автошкол, что глаза разбегаются, и правила сдачи экзаменов на получение водительского удостоверения ужесточаются каждый год, однако уровень подготовки новоиспеченных автомобилистов оставляет желать лучшего… Итоги проверки татарстанских автошкол стали одним из вопросов, обсужденных на состоявшемся на днях в Кабинете Министров заседании правительственной Комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, которое провел заместитель Премьер-министра Юрий Камалтынов.  

По словам заместителя министра – руководителя департамента надзора и контроля в сфере образования Минобрнауки Равиля Хамитова, сегодня программу подготовки водителя в республике реализуют 268 образовательных организаций, из которых 96 – частные учреждения, а 107 – общества с ограниченной ответственностью. Причем часть таких учреждений работает по лицензиям, полученным… в других субъектах России. Законом это не запрещено, только почему они решили обучать именно татарстанских водителей? Самое же неприятное, что львиная доля таких организаций-автошкол – коммерческие. А у них уже в уставе отмечено: «Основная цель деятельности – извлечение прибыли». Но ведь частные предприятия, как известно, очень сложно контролировать… К примеру, в этом году запланировано всего 35 проверок, 27 автошкол «ревизию» уже прошли. И результаты самые неутешительные – ни одна из них не безупречна. Протоколы составлены в отношении семнадцати таких учебных заведений. Сумма наложенных штрафов достигла 219 тысяч рублей. А как посчитать ущерб, который недобросовестные «педагоги» нанесли экономике республики, своим ученикам и обществу? Статистики на этот счет нет, но априори можно сказать, что сумма будет в десятки раз выше штрафных санкций. А в результате 26 внеплановых проверок предписания получили 24 автошколы, пяти организациям отказано в лицензировании, в двух случаях приостановлено действие уже выданных лицензий.

В течение четырех месяцев сотрудники департамента проводили проверку совместно с прокуратурой. По 245 автошколам были представлены экспертные заключения. Результат таков: в выдаче лицензии из 78 заявленных организаций отказано 33. Чуть ли не каждой второй…

Какие нарушения выявлены? Более восьмидесяти процентов проверенных автошкол не имеют требуемого законом автодрома, а половина – даже оснащенных автоклассов. А уж учебно-методической литературы, необходимого оборудования нет практически ни у кого. Дальше – больше. Каждый четвертый педагогический работник не обладает необходимым цензом, а 58 инструкторов не имеют специального образования. Вот и думайте, кого и чему они научат.

Равиль Хамитов считает необходимым сформировать нормативно-правовую базу, единые требования к реализации программы профессиональной подготовки. «Здесь должна быть законотворческая инициатива, где все будет построено в рамках закона, – отметил он. – Должен быть создан некий перечень автодромов, которые нельзя допускать к соответствующим практическим занятиям». Непонятно только, почему к таким выводам мы приходим лишь сейчас…

Пока же в качестве «кнута» для недобросовестных автошкол замминистра предложил… информирование населения об их деятельности. «Все свои акты мы готовы вывешивать на своем сайте, чтобы народ видел, куда стоит идти, а куда – нет», – резюмировал он. В общем, опять спасение утопающих – дело рук самих утопающих.

Неудивительно, что Юрий Камалтынов выразил неудовольствие по поводу такого бессилия. «Ощущение, будто мы ничего сделать не можем, – возмутился он. – Поставьте «черную метку» на школу, если у нее нет помещения, автодрома, соответствующей документации, подготовленных кадров. Кого они тогда готовят? Выстраивайте систему, думайте».

По мнению заместителя прокурора Татарстана Фарита Загидуллина, необходимо прекращение деятельности автошкол, осуществляющих подготовку водителей исключительно из коммерческих соображений.

«Из образовательной такая подготовка превратилась в коммерческое предприятие», – сетует он. Мало того, что выявлено огромное количество нарушений при подготовке водителей практически во всех проверенных автошколах, так некоторые «курсанты» вообще занятия не посещают. Заплатил за обучение – и второй раз сотрудники автошколы видят его только на сдаче экзаменов. Такие вот почти гоголевские «мертвые души»… Тут уже не недоучки, а неучи получаются. Как они получают водительское удостоверение, одному богу известно.

«Анализ проверки показал, что сложившаяся ситуация обусловлена отсутствием постоянного контроля», – уверен Фарит Загидуллин. Заместитель прокурора подчеркнул, что проверки должны носить системный характер и целью своей ставить не выявление нарушений, а определение учреждений, в которых подготовка водителей не отвечает требованиям и носит исключительно коммерческий характер. «Нужно добиваться прекращения их деятельности», – резюмировал Фарит Загидуллин.

Добиваться закрытия не соответствующих требованиям автошкол, безусловно, нужно. Только почему бы не сделать так, чтобы разрешение на свою деятельность они не получали еще до проверок? Известно: любое заболевание проще предупредить, чем лечить.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще