Каждый многоквартирный дом – это некий социум со своей жизнью и законами. И если все механизмы работают слаженно, то дом здоров – в нем не текут трубы, в подъездах чисто и светло, а двор радует глаз цветами. Для этого необходимы прозрачность в финансовых вопросах, связанных с обслуживанием дома, эффективное функционирование самоуправления, ну и, конечно, компетентность в вопросах ЖКХ как самих жителей, так и работников коммунальных служб.
В Вахитовском и Приволжском районах Казани стартовал проект «Живи как хозяин», который и призван решить все эти задачи. Примечательно, что эта инициатива исходит не от чиновников, а непосредственно от самих жителей и, не удивляйтесь, управляющей компании. К тому, что население и управляющие компании чаще находятся по разные стороны, мы
В августе при УК ЖКХ Приволжского района начал работать общественный комитет собственников жилья многоквартирных домов. В его состав вошли активисты из числа уполномоченных собственников жилья – советов жилых домов, обслуживаемых данной жилищной организацией. Председатель комитета Лидия Гришина работает старшей по дому с 2006 года. Она – человек с активной жизненной позицией, уважаемый жителями района.
– Раньше мы работали поодиночке. Каждый что мог, то и делал для своего дома, – рассказывает Лидия Борисовна. – Теперь чувствуем поддержку со стороны управляющей компании и районной администрации. Ну не должен Президент республики решать проблемы, связанные с протекшими трубами, крышами, отсутствием воды, тепла в каком-то доме! На это есть подрядные организации и управляющие компании. И если с такими мелкими вопросами жители выходят на республиканский уровень, то зачем вообще нужна система ЖКХ?
Я считаю, что подобные жалобы не должны попадать даже на уровень мэрии города. И задача нашего комитета – контролировать работу подрядных организаций. Чтобы любая адекватная жалоба рассматривалась и решалась на нашем уровне, а не шла дальше по инстанциям.
В рамках этого проекта еженедельно проходит обучение председателей советов многоквартирных домов. Рассматриваются разные аспекты сферы ЖКХ – последние изменения в законодательстве, правила и нормы эксплуатации жилого фонда, развитие самоуправления, учет и оплата общедомовых нужд, основы бесконфликтного общения и многое другое. И хотя поначалу многие руководители домкомов отнеслись к обучению скептически, уже после второго занятия всем стало понятно, насколько это необходимо. И дело тут не только в новой информации, но и в общении. Председатели советов делились друг с другом своими проблемами, а в перерывах подходили с вопросами к Лидии Гришиной. А когда через неделю узнавали о том, что проблема в конкретном доме решена, доверие к комитету увеличивалось.
Не так давно на заседании комитета лицом к лицу встретились руководитель подрядной организации, на которую поступало больше всего жалоб, и непосредственно сами жильцы-активисты. Обсуждение было эмоциональным, но конструктивным. Факты, озвученные жителями многоквартирных домов, весьма красноречивы. В одних домах подвалы затоплены нечистотами, в других – окна подъездов забиты железными листами. В одной из многоэтажек уничтожена чугунная система канализации, хотя дому только тринадцать лет. В другой – с жильцов собирают по 300 рублей на покраску подъездов, хотя миллионы рублей, запланированные на текущий ремонт 2013 года, использованы неизвестно куда. В общем, есть чему удивляться и над чем работать.
– Подрядчик несет ответственность за обслуживание дома, по большому счету он представитель власти в микрорайоне, и его работа должна быть эффективной, прозрачной и понятной жителям, – говорит Лидия Гришина. – В управляющей компании не должно быть тем, закрытых для обсуждения, секретов от жителей. Что здесь скрывать от людей, которые платят квартплату? Мы, жители, являемся заказчиками услуг, а управляющие компании и подрядные организации существуют только за счет наших денег. Поэтому мы должны участвовать во всех делах УК: в составлении смет на те или иные работы, знать расходы на капитальный и текущий ремонт, в работе со злостными неплательщиками квартплаты. В общем, любое действие в доме должно с нами согласовываться. И если удастся все это внедрить, то жалоб от жителей станет намного меньше.
По итогам заседания комитета принято решение, четко указывающее, что должна сделать подрядная организация и в какие сроки. Нерадивому подрядчику дан еще один шанс, и, судя по настрою жильцов, он последний. Если же все останется по-старому, то комитет собственников жилья вынесет этот вопрос на общее собрание жителей микрорайона и «нездоровые» дома, скорее всего, будут переданы на обслуживание другой подрядной организации.
– В планах комитета собственников жилья проводить подобные заседания на постоянной основе и анализировать работу подрядных организаций и отделов УК, – рассказывает заместитель генерального директора «УК ЖКХ Приволжского района» Владимир Андреев (именно он является инициатором проекта). – На них будут рассматриваться и конкретные жалобы, и то, как подрядчики готовят дома к зиме и планируют работу на следующий год, как обслуживают и эксплуатируют жилые дома. С управляющей компанией согласовано, что она будет отчитываться перед комитетом о проделанной работе за месяц, также планируется регулярно рассматривать вопросы, связанные с «нездоровыми» домами.
Еще один вопрос, который значится в ближайших планах комитета, – сбор квартплаты с должников. Кроме того, ежедневно с 9 до 12 часов комитетом собственников жилья ведется прием населения. Все это должно помочь навести порядок в жилищно-коммунальной сфере. Убежден, что «здоровые» дома – критерий эффективной и прозрачной работы жилищников.