«Неперспективные» леса Татарстана готовы стать поставщиками востребованной древесины
В особой экономической зоне «Алабуга» завершается строительство крупнейшего в России завода турецкой компании «Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри» по переработке низкотоварной древесины.
Созданное специально под этот проект ОАО «Лесная транспортная компания» 25 сентября начало завоз древесины на елабужскую площадку. А к концу года предприятие для переработки наших осин, берез и лип, считавшихся невостребованными, заработает, будет введен в эксплуатацию пусковой комплекс по производству плит МДФ. Как обещают производители, за этим модным, пластичным и экологичным стройматериалом выстроятся в очередь.
Попасть на площадку ОЭЗ «Алабуга», где продолжают разворачивать свои производства российские и зарубежные предприятия, даже журналистам непросто. Лишь после соответствующих процедур, получив разрешение на интервью и съемки, въезжаем на территорию этого промышленного кластера. Вслед за нашим микроавтобусом просит дать зеленый свет караван грузовиков, доставляющих древесину из близлежащих лесничеств на площадку завода, название которого в народе сократили до «Кастамоны». Запас сырья должен быть солидным. Общая потребность предприятия в древесине уже в этом году составит 840 тысяч кубометров, а к 2015 году увеличится до 1,1 миллиона кубов.
Пообщаться с заводскими специалистами, обсудить с ними качество поставляемого сырья, другие моменты сотрудничества в Елабугу приехали руководители государственных бюджетных учреждений «Лес». Лесозаготовка, говорят они, позволила создать дополнительные рабочие места в лесничествах республики, способствовала развитию лесных поселков, захиревших в последнее время.
Ведь не секрет, что спрос на лесоматериалы заметно упал. Если раньше тару, табуретки, скамейки, стулья делали из дерева, то теперь – частично или полностью – из пластика. Да и потребность в дровах сходит на нет, так как газ пришел в самые отдаленные села. А коль нет спроса, нет и стимула, нет заготовки.
Но сегодня спрос появился. Крупнейший для России проект прорабатывался несколько лет и близок к завершению. Общая сумма инвестиций в завод превышает 500 млн долларов США. Компания «Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри» выбрана не случайно – по работе с низкотоварной древесиной она считается одной из самых продвинутых в мире, имеет в разных странах несколько заводов, подобных нашему.
Бесспорно, республика немало сделала, чтобы заинтересовать такого инвестора. Стремясь работать на опережение, в 2011 году закупили в соответствии с поручением Президента Рустама Минниханова высокопроизводительную лесную технику фирмы «Комацу» – восемь харвестеров и столько же форвардеров. Работе на ней обучили в Сабинском учебном центре 48 человек. Сейчас они на этой технике вахтовым методом заготавливают древесину в лесном фонде республики.
С вводом завода новый виток получат взаимоотношения с соседними регионами. В продукт МДФ планируется добавлять хвойную древесину, которой в республике немного, поэтому часть «хвои» предстоит завозить из Кировской области и Удмуртии.
Вопрос, который волнует многих: не останемся ли мы «голыми», хватит ли леса республике, которая и без того считается не слишком зеленой? Напомню, что лесистость в Татарстане составляет чуть более 17 процентов при общероссийской норме 25. Отвечая на вопросы журналистов, министр лесного хозяйства Наиль Магдеев обнадежил: деревьев хватит. Более того, реализация столь крупного инвестиционного проекта позволит приумножить лесные площади и решить ряд актуальных проблем.
– Да, лесов в Татарстане не так много, как хотелось бы, всего 1,2 миллиона гектаров, и они, увы, старые, – анализирует ситуацию глава ведомства. – Чтобы их обновлять, необходимо вовремя очищать лес (возраст березы, которую нужно рубить, – 40 лет, сосны – 100), а взамен достигших зрелости и срубленных деревьев сажать добротный молодой. И не только там, где проведены рубки, но и на дополнительных площадях. Ведь поставлена задача ежегодно сажать более шести тысяч гектаров новых лесов.
Разгрузку «КамАЗов» вели мощные краны. Стальные «пальцы» подхватывали охапки бревен и аккуратно укладывали их в штабеля. И вот уже пустой сортиментовоз отправляется за новой партией древесины, а его место занимает другой. Разгрузка ведется со знанием дела, четко, без суеты. Любуется работой министр, не сдерживает радости.
– От этого проекта дух захватывает, – говорит Наиль Магдеев, – я бы назвал его ренессансом лесного хозяйства республики, потому что найдено достойное применение древесине, которая, по сути, мешала развитию наших лесов. А тут мы не только избавимся от балласта, но еще и получим прибыль. А со временем, доведя поставки древесины до 2,5 миллиона кубометров, как раз выйдем на расчетную лесосеку, то есть научно обоснованную норму изъятия древесины из лесов Татарстана.
Да, неполное освоение расчетной лесосеки многие годы являлось одной из основных проблем лесного хозяйства республики. Спроса на наш лиственный, считающийся низкотоварным лес не было, и он, не подвергаясь ежегодной рубке, старел, деградировал. А это, сами понимаете, возросшая пожароопасность на зеленых территориях, появление болезней. К тому же старый лес, вместо того чтобы выделять кислород, сам начинает его поглощать.
Появление нового завода – это не только новые рабочие места, но и ценнейшее для экономики звено, которое логично замкнет технологическую цепочку по выращиванию, заготовке и переработке древесины. Как стало известно, мебельщики республики заинтересовались новым производством, ведут переговоры с «Кастамоной» о получении в 2014 году плит МДФ, чтобы наращивать свое производство.
Перспективы, как видим, широкие. Но справятся ли наши мебельщики с поставленными задачами, смогут ли найти точки соприкосновения с руководством «Кастамоны», выдержат ли конкуренцию с фирмами других регионов?
Чтобы ответить на эти вопросы, мы отправились в Набережные Челны. В этом городе несколько месяцев назад была создана Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности, которую возглавил генеральный директор ООО «Мебельная фабрика „АК БАРС“ Накип Галимов. По его словам, пока состояние мебельной отрасли оставляет желать лучшего, ведь сегодня до 90 процентов мебели в республику ввозится. А та, что изготавливается собственными силами, неконкурентоспособна в силу многих причин: отсутствия специалистов, современного оборудования и сырья.
– Мы хотим делать современную мебель, способную удовлетворить запросы населения, но самостоятельно поднять отрасль очень сложно, – говорит Накип Галимов. – С вводом же нового завода по переработке низкосортной древесины у мебельного кластера в республике появится мощный стимул для развития. Очень надеюсь, что переговоры с «Кастамоной» окажутся успешными, что мы поймем и услышим друг друга, начнем работать в тесной связке.