Как защитить права собственника, оградить его от возможных мошеннических сделок? Об этом шла речь на традиционном брифинге в Доме Правительства.
Приобщить журналистов к изменениям в отдельных законодательных актах Российской Федерации, касающимся государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, взялись и.о. руководителя татарстанского Управления Росреестра Альберт Хайрутдинов и директор филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РТ Ленара Музафарова. Ключевые нововведения, убеждены они, так или иначе коснутся многих татарстанцев.
Одним из самых «продвинутых» новшеств является возможность с 1 октября направлять заявление на государственную регистрацию прав и необходимый комплект документов в электронном виде, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью. Стоимость электронной подписи – от 2500 рублей, такая форма подачи заявлений удобна для муниципальных органов, крупных правообладателей и юридических лиц, совершающих множество сделок. Однако при однократном использовании подписи, например физическими лицами, это весьма накладно, поэтому существует и традиционная «бумажная» форма заявления. Все документы, кроме первичных, которые должен представить заявитель, Управление Росреестра будет запрашивать само.
«Хотя мы отходим от бумаги, полностью отказаться от нее нельзя, поскольку есть сделки между гражданами, где необходима личная подпись. А в остальном очень большой пласт документов, необходимых для государственной регистрации прав, можно подавать в электронном виде – начиная заявлениями и заканчивая договорами», – сказал Альберт Хайрутдинов.
Еще одно нововведение, на которое он обратил внимание журналистов, касается введения экстерриториального принципа. Теперь документы можно подать в любой офис Росреестра и Кадастровой палаты, независимо от местонахождения объекта недвижимости. Примечательно, что этим удобством жители республики пользуются целый год, а в экспериментальном порядке оно было введено еще три года назад в 11 районах Татарстана. Но если прежде татарстанец, унаследовавший, к примеру, квартиру, в другом регионе России, должен был ехать на место ее нахождения и там оформлять бумаги, то теперь он может подать заявление в татарстанское Управление Росреестра.
Помимо прочего, изменения коснулись регулирования порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), некоторые из них направлены против мошеннических сделок.
В ЕГРП, в частности, по заявлению человека, чье право собственности было зарегистрировано ранее, может быть внесена запись о наличии его возражения в отношении зарегистрированного права на недвижимое имущество. Это не повлияет на возможность действующего собственника распоряжаться имуществом, однако потенциальные покупатели будут знать, что права на него могут быть оспорены. Как поясняется в ФЗ-250 от 23 июля этого года, для того чтобы внести запись о возражении в отношении права собственности, предыдущий собственник должен подать заявление в орган Росреестра, при этом ему не потребуется представлять дополнительные документы.
Введен запрет на государственную регистрацию прав без личного участия собственника, если тот подал соответствующее заявление в Росреестр. Кроме того, покупатель, к примеру, квартиры может получить информацию о ее «чистоте»: возражениях в отношении зарегистрированного права на квартиру, о невозможности регистрации права без личного участия правообладателя, о реальном числе владельцев недвижимости и т.д.
Еще одно новшество: уточненные сведения (наименование юридического лица, паспортные данные физических лиц и т.д.) будут вноситься в базовые государственные ресурсы без заявления правообладателей – органы, занимающиеся регистрацией юридических и физических лиц, должны сами направлять эти сведения в Росреестр. Изменилась регламентация порядка удостоверения государственной регистрации прав. Теперь правообладатель может выбирать: удостоверять госрегистрацию прав на недвижимое имущество свидетельством о регистрации (только в форме документа на бумажном носителе) или выпиской из ЕГРП. Последняя, пожалуй, вызывает больше доверия – ведь в нее вносятся новые данные, которые появляются после госрегистрации, – о наложении ареста, например, залоге. «Тем самым исключаются многие негативные моменты в части мошеннических действий и спорного имущества», – заметил Альберт Хайрутдинов.
- С 1 октября 2013 года вводится возможность электронной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и постановки на государственный кадастровый учет объектов недвижимости. После уплаты госпошлины заявитель освобождается от обязанности подавать в регистрационный орган документ, подтверждающий оплату, однако может представить его по своей инициативе
Кроме того, с 1 октября законом исключается возможность регистрации прав на объекты с приложением ранее выданных технических и кадастровых паспортов и уточняется, какие документы необходимо представить для регистрации созданного объекта недвижимого имущества и объекта незавершенного капитального строительства.
Об изменениях в части кадастрового учета журналистам рассказала Ленара Музафарова. Законом уточнен порядок выдачи сведений кадастра, закреплено понятие «кадастровая справка». Сведения о кадастровой стоимости объекта могут предоставляться как на дату выдачи сведений государственного кадастра недвижимости, так и на дату, указанную заявителем в запросе. По словам Ленары Музафаровой, это актуально для наследников, ведь нотариусы требуют данные о стоимости земли на момент смерти владельца. Бесплатно справка о кадастровой стоимости представляется в электронном виде, а на бумажном носителе – только кругу лиц, определенных законом о кадастре.
Кроме того, уточнен порядок представления заявления и необходимых для кадастрового учета документов. С 1 октября учет изменений, снятие с учета, исправление ошибок может осуществляться на основании заявления и документов, представленных в электронном виде.
Пополнился список лиц, имеющих право на обращение с заявлениями. Так, в случае изменения адреса объекта недвижимости или категории земельного участка обратиться с заявлением об учете изменений вправе любые лица. С 1 октября межевые и технические планы должны представляться только в электронного виде с электронной подписью кадастрового инженера.
Претерпели изменения основания для приостановлений и отказов в осуществлении учета. Сейчас, к примеру, отказать в кадастровом учете могут на основании того, что отсутствует проход или проезд к земельному участку, а с 1 октября по этой причине учет будут лишь приостанавливать.
Закон затронул и вопросы добросовестного выполнения профессиональных обязанностей кадастровых инженеров. Введены новые основания для лишения их аттестата, и уточнены основания для аннулирования квалификационного аттестата кадастровых инженеров. С 1 января 2014 года дисквалифицировать инженера могут в том случае, если число решений об отказах в кадастровом учете по его вине за год достигает 25 процентов от общего количества подготовленных им межевых и технических планов и если за три года при определении местоположения границ земельных участков и объектов капстроительства кадастровым инженером допущено десять ошибок.
В ближайшее время, как сообщили участники брифинга, в целях реализации закона будет принято около двадцати подзаконных актов, подробно описывающих и регламентирующих порядок работы по новым правилам.