В России возрождается система «Народный контроль», вовлекающая граждан в оценку работы государственных органов.
Похожая инициатива, обеспечивающая связь народа и власти, эффективно существовала во времена СССР. Органам народного контроля тогда предоставлялись широкие права: вносить в государственные структуры предложения по вопросам общественного значения, представлять доклады о работе организаций и ведомств, о состоянии дел в экономике, они могли издавать постановления, имевшие юридическую силу. Руководители ведомств и предприятий должны были устранять вскрываемые недостатки и о результатах сообщать комитетам народного контроля. Оказывать содействие народным контролерам вменялось в обязанность.
Комитеты народного контроля проводили ревизии, экспертизы, приостанавливали распоряжения должностных лиц, инициировали отстранение их от занимаемых постов за срыв выполнения решений, направляли материалы о злоупотреблениях в органы прокуратуры, налагали на виновных взыскания, объявляли выговоры…
Этим летом стало известно, что проект, конечно, в очень измененной форме, будет возрожден по всей стране – в виде интерактивной социальной сети в Интернете. На федеральном уровне систему будет курировать Министерство связи и массовых коммуникаций РФ. Между тем в Татарстане систему народного контроля «обкатывают» уже с апреля прошлого года.Сейчас она функционирует на базе сайта государственных услуг Татарстана. Ознакомиться с ней может каждый, но для полноценного участия в работе необходима регистрация с указанием номера телефона.
Какие возможности предоставляет система народного контроля? Каждый пользователь может оставить здесь свою жалобу или предложение. Если его заявка будет принята к рассмотрению, ее отправят в соответствующие службы и ведомства. Все поступившие обращения фиксируются на удобной интерактивной карте, а «народные контролеры» могут поддерживать чужие заявки по принципу системы «лайков», существующей во многих социальных сетях.
У них также есть возможность оценить качество работы ответственного за решение заявленной проблемы учреждения. Существует рейтинг всех участвующих в проекте министерств и ведомств, позволяющий проследить за тем, какие из них выполняют свои обязанности качественно, а какие – спустя рукава.
Зафиксировано уже около одиннадцати тысяч обращений в «Народный контроль» и почти двести тысяч «лайков» – поддержек этих заявок. Больше половины рассмотренных проблем нашли свое решение, около трех тысяч получили мотивированный отказ, остальные находятся на рассмотрении или в работе.
Все это выглядит прекрасно, однако почему же при такой определенно положительной статистике уходит в минус «оценка пользователей» – показатель, который демонстрирует отношение граждан к качеству выполненной ответственными лицами работы? Оказывается, «мотивированный отказ» чиновников далеко не всегда имеет под собой основания. Некоторые любят «потянуть резину» – поступившие заявки продлеваются, а на деле просто откладываются без объяснений на неопределенно долгий срок. Популярна также со стороны чиновников своеобразная игра в «горячую картошку», когда службы и ведомства просто перебрасывают друг другу поступившую заявку без видимого результата. Да и среди «решенных проблем» немало таких, где решение оказалось чисто декоративным…
Не обходится и без банального хулиганства со стороны народных контролеров – а как еще назвать действия гражданина, который просит установить на крыше его дома бассейн, а после начинает активно «минусовать» работу министерства, огорчившего его отказом?
Татарстан дал проекту «зеленый свет», напомним еще раз, первым в стране. И накопленный опыт помог обнаружить огрехи в его системе.
– Приходит понимание, как должна работать и развиваться эта система. Накопленный опыт привел нас к необходимости внесения в нее некоторых изменений, – заявил министр информатизации и связи Роман Шайхутдинов на брифинге, посвященном дальнейшему развитию «Народного контроля».
Таким образом, интерактивная система обратной связи с общественностью будет совершенствоваться. Сменился и ее куратор. Президент Рустам Минниханов поручил перевести «Народный контроль» под эгиду уполномоченного по правам человека в РТ. Сария Сабурская официально приняла управление проектом и активно включилась в работу.
– Закон РТ об уполномоченном по правам человека позволит нам не только рассматривать заявки, но и контролировать, как они выполняются. Требуется, чтобы надзорные органы согласовывали все свои проверки с республиканской Прокуратурой, но уполномоченный может без согласования создавать рабочие группы с привлечением специалистов и беспрепятственно посещать организации, учреждения и общественные объединения, – прокомментировала новый спектр своей деятельности Сария Сабурская.
– Присвоение заявкам статуса «запланировано» и «мотивированный отказ» – ключевой источник чиновничьих отписок, – заявила Сария Сабурская. – Как пример – исполком Казани пять раз откладывал ремонт освещения на улицах Ершова и Вишневского, хотя уважительной причины для этого не было. Или вместо установки пандуса для подъема инвалидов исполком рекомендовал собственнику одного из зданий установить кнопку вызова персонала. Мы съездили в тот дом, никакой кнопки вызова там до сих пор нет, хотя обращение датируется маем 2013 года. Это полное отсутствие контроля за исполнением!
Помимо смены кураторства, в проект внесено еще несколько ключевых изменений, которые, по мнению Романа Шайхутдинова, повысят эффективность «Народного контроля». Бесконечно откладывать заявки больше не получится – теперь это можно сделать только один раз. Срок рассмотрения обращений также уменьшен – до десяти дней вместо тридцати. Ввиду актуальности проблем в ЖКХ срок рассмотрения заявок для этой сферы еще ниже – три дня.
– Все это будет ориентировать участников работы по жалобам и предложениям народных контролеров на результат, повысит эффективность системы в целом, – высказал мнение Роман Шайхутдинов.
Насколько оправдаются эти надежды, покажет время.