Как показали себя наши предприятия на прошедшем в подмосковном Жуковском Международном авиакосмическом салоне?
Нынешний одиннадцатый по счету МАКС, проходивший с 27 августа по 1 сентября на аэродроме Центральной испытательной базы России Летно-исследовательского института имени Громова, стал рекордным за всю свою историю существования (с 1993 года) как по числу участников, так и по масштабу международного представительства — свыше тысячи компаний из 43 стран.
На выставочной стоянке были размещены более 130 военных и гражданских летательных аппаратов, из них 20 – иностранных. Кроме того, в летной программе были задействованы 82 российские машины и 20 – зарубежных. Ну а поскольку весь заинтересованный мир в течение почти недели через СМИ мог отслеживать заключаемые на авиасалоне бизнес-соглашения и любоваться виртуозными полетами самолетов и вертолетов, то перед корреспондентом «РТ», побывавшем на МАКСе, стояла более узкая задача – узнать, что привезли сюда татарстанские компании и какие наиболее интересные события произошли с ними на этом авиасалоне.
МАКС заслуженно занимает одно из ведущих мест в ряду крупнейших мировых авиафорумов, – считает вице-премьер – министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов. – Нынче здесь достойно представлены 14 татарстанских предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК), которые входят в состав госкорпорации «Ростех». Это отметил и Премьер-министр России Дмитрий Медведев, осмотревший, в частности, наши экспозиции».
Как сообщил глава Минпромторга, ряд татарстанских предприятий участвует в федеральной целевой программе «Развитие оборонно-промышленного комплекса до 2020 года» по техническому перевооружению производств, на что республике предусмотрено более 30 млрд рублей инвестиций. Практически все наши компании ОПК получили гос-оборонзаказы и работают в активном режиме.
БЕСПИЛОТНИКИ СПАСАЮТ ЛЮДЕЙ
Первый наш стенд, который я увидела на открытой выставочной площадке, принадлежал казанской фирме «ЭНИКС», специализирующейся на разработке и производстве беспилотных авиационных комплексов, воздушных мишеней и платформ. Этим компания занимается уже четверть века. Кстати, ее беспилотниками оснащен специальный летный отряд МВД по РТ, обеспечивавший безопасность участников и гостей Универсиады-2013.
– Из серийных и новых изделий мы представляем семейство многоцелевых комплексов «Элерон», предназначенных для ведения воздушной разведки, – рассказывает заместитель директора ЗАО «ЭНИКС» Сергей Побежимов, указывая на свои экспонаты. – «Элерон-3» и «Элерон-10» прошли госиспытания и теперь успешно применяются силовыми структурами. Если говорить об «Элероне-3», то это первый в мире беспилотник, который уже четыре года применяется на Северном полюсе. Такие аппараты оснащены электродвигателями, неприхотливы в работе и не требуют высокой квалификации обслуживающего персонала. В условиях севера они незаменимы, поскольку при температуре ниже минус сорока градусов с агрегатами, оснащенными двигателями внутреннего сгорания, возникают проблемы.
По словам моего собеседника, беспилотники используются для ведения ледовой разведки. Между прочим, благодаря казанскому «Элерону», обнаружившему трещину на льдине, была спасена экспедиция на станции «Северный полюс-35». Информация моментально через спутниковую связь ушла в Москву, и людей удалось быстро эвакуировать. Иначе катастрофы было бы не избежать. То есть мониторинг ледовой обстановки в Арктике и Антарктике ведется постоянно. А еще «Элероны» работают в горах Кавказа, выслеживая боевиков и сберегая жизни наших бойцов…
Что касается малой авиации, то казанская фирма «МВЕН» продемонстрировала изящную «Мурену» – прогрессивный современный аппарат, идеально подходящий для выполнения поисковых задач, наблюдения и патрулирования. В нем созданы комфортные условия для пилота и пассажиров. Борт оборудован быстродействующей парашютной системой, позволяющей спасать самолет вместе с экипажем в аварийных ситуациях. Кроме того, компания выставила на показ шестиместный реактивный «Кинетик», сельскохозяйственные аппараты «Агромастер» и «Фермер».
ДЕНЬ «ВЕРТОЛЕТОВ РОССИИ»
28 августа было объявлено днем российского холдинга «Вертолеты России», в состав которого входит и Казанский вертолетный завод, презентовавший несколько своих изделий, которые не только можно было разглядеть на статичной стоянке, но и увидеть во время демонстрационных полетов.
Посетители салона смогли ознакомиться с новейшей модификацией знаменитого семейства Ми-8/17 – десантно-транспортным вертолетом Ми-17В-5, неоднократным победителем конкурсов «Лучшие товары Республики Татарстан» и «100 лучших товаров России». За этот продукт КВЗ был удостоен высшей награды федерального состязания – звания «Гордость Отечества». Винтокрыл может с легкостью перевозить 30 полностью экипированных десантников. В летной программе «Вертолетов России» Ми-17В-5 принял участие в тематическом показе «Тушение пожаров», а в финале с достоинством «продефилировал» с шестидесятиметровым флагом холдинга.
Гости авиафорума оценили и транспортно-пассажирский вертолет нового поколения Ми-38, начало серийного производства которого запланировано на 2015 год. А также легкий многоцелевой «Ансат» – единственный в постперестроечной стране вертолет, с нуля спроектированный и изготовленный на серийном заводе. Кстати, этот день стал знаменательным для казанских вертолетостроителей – на гражданский «Ансат» с гидромеханической системой управления они получили сертификат Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК).
– Теперь этот вертолет можно серийно строить и продавать, на законных условиях эксплуатировать в гражданской авиации, – констатировал Виктор Приймак, директор по сертификации вертолетов АР МАК, вручая документ главному конструктору КВЗ Алексею Гарипову. – Сертификат означает, что «Ансат» с гидромеханической системой управления соответствует современным требованиям летной годности и охраны окружающей среды.
На сегодня ряд учебных «Ансатов» с электродистанционной системой управления состоит на вооружении Министерства обороны РФ, используется ФСБ и МВД по РТ для обучения военных пилотов и летчиков специальных ведомств.
В беседе с корреспондентом «РТ» Виктор Приймак напомнил:
– Сначала КВЗ спроектировал «Ансат» с электродистанционной системой управления, сертифицировал его. Но при эксплуатации данных вертолетов в Южной Корее в 2006 году произошла катастрофа одного из них, в ходе расследования которой выяснилось, что эта система требует доработки. Для перевозки пассажиров пока надежнее выпускать машины с обычной гидромеханической системой управления. Что и было сделано. Но параллельно ведется работа по модернизации электродистанционной системы.
По словам генерального директора КВЗ Вадима Лигая, в конце 2014 – начале 2015 года коммерческий пассажирский вариант «Ансата» предполагается запустить в промышленное производство. Как сообщил заместитель генерального директора «Вертолетов России» Роман Чернышев, в планах холдинга – начать выпуск «Ансатов» с 12 машин в год, дойти до 24 и дальше наращивать производство. «Спрос в России и за рубежом на вертолеты данного класса достаточно устойчивый», – подчеркнул он.
ОТДАЛИ ДАНЬ ТУПОЛЕВУ
В год 125-летия легендарного авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева вполне логично, что 29 августа на МАКСе стало днем конструкторского бюро «Туполев» и КАПО имени Горбунова, процесс объединения которых начался весной текущего года и должен завершиться до апреля 2014-го.
Для казанских самолето-строителей этот день был также отмечен важным событием – после того как эффектно раскрашенный среднемагистральный специальный авиаборт Ту-214ОН ( «Открытое небо») во всей красе показал себя на фоне облаков, он был передан на вооружение Министерству обороны РФ, глава которого Сергей Шойгу, конечно же, почтил своим вниманием авиасалон. Ту-214 ОН предназначен для выполнения инспекционных полетов в рамках договора по открытому небу, подписанного в марте 1992 года руководителями 23 государств – членов Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе – и обеспечивающего его участникам возможность совершать облеты территорий друг друга с целью контроля за военной деятельностью. На сегодня договор ратифицирован уже 33 странами.
– В нынешнем году, помимо этого самолета, еще два лайнера Ту-214 мы намерены сдать заказчикам – Федеральной службе безопасности и Минобороны, – поделился планами Александр Бобрышев, президент ОАО «Туполев» и генеральный директор КАПО имени Горбунова. – На авиасалоне поработали продуктивно: подписали соглашение с Новикомбанком – стратегическим партнером МАКСа-2013 – о сотрудничестве в реализации наших проектов, договорились со смежниками по вопросам поставок оборудования на самолеты…
Порадовал гостей салона еще один борт казанского производства Ту-160 (под личным именем «Александр Новиков») – сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, разработанный ОКБ Туполева в восьмидесятых годах прошлого столетия. «Белый лебедь», как называют его россияне, – самый крупный в истории авиации сверхзвуковой самолет, а также самый тяжелый боевой летательный аппарат в мире.
НЕ УДАРИЛИ В ГРЯЗЬ ЛИЦОМ
Достойно продемонстрировали свои ноу-хау и другие татарстанские участники МАКСа, с которыми удалось пообщаться. Начальник бюро маркетинга казанского НПО «Радиоэлектроника имени Шимко» Тимур Губайдуллин подчеркнул, что это объединение – ведущий в России разработчик и изготовитель систем и средств государственного опознавания, которыми комплектуется любая военная техника – авиационный, морской и сухопутный транспорт, средства ПВО. Не зря же оборудование, представленное этой компанией, весьма впечатлило Дмитрия Медведева.
Главный конструктор ОАО «Завод „Элекон“ Рушан Ахметов также отметил, что его предприятие – уникальное в своем роде, специализируется на разработке и производстве электрических соединителей авиакосмического назначения, электроразрывных агрегатов для различных авиационных и космических систем, систем вооружения наземного базирования и воздушно-космической обороны.
Заместитель генерального директора по развитию ЗАО «Казанский ГипроНИИавиапром» Григорий Голубев рассказал о разработках проектной документации по созданию и модернизации производственных площадок для Казанского вертолетного завода, «КАПО-Композита», по реконструкции терминалов международного аэропорта «Казань» и о других проектах.
Зеленодольский завод имени Серго (POZIS) подготовил оригинальную экспозицию современной эксклюзивной «начинки» высокотехнологичного кейса, основанного на передовых технологиях производства и предназначенного для ведущих холдингов страны – «Вертолетов России», Объединенной судостроительной корпорации, «Роскосмоса», «Трансмашхолдинга» и других.
В общем, было что посмотреть на татарстанских стендах и чему поудивляться.