Глава муниципального района, мэр города, а если сказать проще – ровесник Нижнекамска, Айдар Метшин – один из тех счастливчиков, которые могут назвать себя коренными жителями столицы нефтехимии Татарстана. Этим он искренне гордится.
– Айдар Раисович, легко ли быть первым лицом в городе, где тебя все знают, где чуть ли не каждый третий может запросто сказать: «Привет, Айдар!»?
– На самом деле это же здорово: работать – пусть первым, пусть не первым лицом – но работать там, где ты вырос!
В течение семи лет я жил за пределами Нижнекамска. Это было время перехода из студенчества в профессию, период становления. Всю остальную жизнь я здесь, у себя дома, и даже не совсем понятно, как может быть по-другому! Рядом те, кому я небезразличен по жизни, а не по должности, чье мнение для меня особенно важно. И это, поверьте, духовно, внутренне укрепляет. Да и знаю я то, чего не знает приезжий. Когда ходишь по знакомым с детства тротуарам, которые с тех пор не изменились (иногда – к сожалению…), когда знаешь, что именно ты можешь
– А вы помните ту «смену дня и ночи», когда вчера был Айдар, а сегодня стал Айдар Раисович? А мама качала головой и говорила: «Ой, улым…»
– Да, помню. Только мама не сказала: «Ой, улым…», потому что все это было сказано, пережито и прочувствовано в связи с братом Ильсуром. Он ведь пришел на пост главы, когда ему не было и тридцати лет, то есть в возрасте для руководителя юном, не имея управленческого опыта такого уровня и такой ответственности. Не только родители тогда переживали – мы, старшие братья, вместе с ними волновались. Но это была и школа лично для меня.
Родителей мы старались щадить, не посвящали их во все наши профессиональные трудности. А со мной брат делился соображениями по многим вопросам, советовался… Поэтому, когда я занял должность главы, то уже примерно представлял, что меня ожидает.
– Наверное, вас иногда посещает мысль: «Неужели это я? Неужели это все на мне – город, район с сотнями тысяч людей?»
– Помню, как Николай Александрович Зеленов, легендарный генеральный директор «Нижнекамскшины», сказал Ильсуру после того, как он заступил на пост главы Нижнекамска: «Ты еще не понимаешь, какие рычаги власти получил!» Как человек с огромным опытом, он знал, что говорит. Конечно, к некоторым вещам со временем привыкаешь, но роль «царя» я никогда не исполнял, не кичился своим положением. Не знаю, правда, как это выглядит со стороны, но точно могу сказать, что положение первого лица для меня прежде всего – ответственная работа. Те, кто не знаком с ней, часто думают, что «начальник» – это обязательно млеющий от сознания своей значимости карьерист, умеющий только «руками водить». На самом деле должность главы – это труд. Тяжелый, иногда на пределе сил. Но я знал, на что шел, был до этого почти два созыва депутатом местного Совета, по-этому внутреннее состояние готовности было, хотя встать во главе своего родного города – этого я никогда не предполагал. Правда.
– Вы сегодня у руля Нижнекамска, уверенно плывущего в волнах рыночной экономики, помнящего без преувеличения выдающихся руководителей. Как думаете: легче было бы принять руководство городом попроще?
– Боюсь, не отвечу однозначно. Но все же, пожалуй, со слабой позиции начинать было бы проще. Устойчивую, прочную позицию нужно как минимум удержать и обязательно укрепить. А со слабого что спросишь! Вообще же, руководить городом с уровнем европейского, а по некоторым позициям и мирового производства, быть столицей республиканской нефтехимии, а с недавних пор и нефтепереработки – это, согласитесь, крайне ответственно.
В ноябре мы будем отмечать столетие со дня рождения руководителя нижнекамских строителей, Героя Социалистического Труда Евгения Никифоровича Королева – личности могучей, человека, который построил город и многие промышленные объекты. Этот юбилей – первый такого уровня для нашего города. Да и вся плеяда наших бывших руководителей – Николай Васильевич Лемаев, Наиль Хабибович Юсупов, Фарид Бадретдинович Багаутдинов, Ильдус Харисович Садыков, Владимир Павлович Беляев – это действительно личности первой величины. В этом отношении Нижнекамску очень повезло.
С Евгением Никифоровичем мне посчастливилось работать два года. Я был потрясен интеллектом, ясным мышлением, памятью этого удивительного человека, а ведь ему уже было за восемьдесят! Соответствовать уровню таких руководителей – дело чести. Понимаю, что и мне нужно сделать
– Айдар Раисович, из проблем – решенных, нерешенных, тех, над которыми сейчас идет работа, – какие кажутся самыми беспокоящими?
– Красиво было бы ответить: «Конечно, нерешенные!» Но на самом деле приятнее всего, когда устраненных проблем больше, чем всех остальных. Для меня одно из самых неприятных состояний – когда не можешь решить вопрос, который обязан разрешить, или не в силах помочь человеку, который в твоей помощи нуждается. А ты – не просто представитель власти: ты – власть, и больше человеку идти просто некуда… Это очень болезненное чувство.
Например, мне крайне больно за дороги. Я их знаю «наизусть». Знаю, что и люди рассуждают: мы платим налоги, живем в благоустроенном городе, а дороги у нас, мягко говоря, оставляют желать лучшего… И то, что я говорю в ответ, приводя объективные аргументы, исходя из действительного положения, людей не удовлетворяет. И они по-своему правы! Таких моментов не так много, но они есть.
– Чувство отчаяния вам знакомо?
– Отчаянием, наверное, это не назовешь, но чувство очень неприятное. Пообещать можно что угодно… Но обещать то, чего не можешь, по крайней мере, непорядочно.
– Часто приходится самого себя «брать за горло»?
– Работа руководителя предполагает некие самоограничения. Не могу сказать, что постоянно наступаю на горло собственной песне, но какими-то желаниями приходится поступаться.
– Кстати, о «собственной песне»: все знают, что вы поклонник «Машины времени», но когда я услышала, как известный бард Александр Розенбаум, обращаясь к вам, сказал на концерте в зал: «Эта песня, Айдар, для тебя!» – даже мурашки по коже побежали! Подумала: «Эта фраза дорогого стоит!»
– Я и сам это очень ценю, тем более что Александр Яковлевич – человек, который не разбрасывается, тем более на людях, такими словами. Поэтому подобные проявления его внимания для меня многократно ценны.
– Скажите, а напевать любимые мелодии, просто занимаясь какими-то делами, станете?
– Всегда напеваю. То, что в эту минуту близко. Напеваю по настроению, по погоде, по времени суток, и статус лица тут совершенно ни при чем. И меня удивляет, когда это удивляет других. Что тут, скажите, особенного?
Между прочим, то, что вчера казалось категорически неприемлемым, сегодня может выглядеть простым и естественным, и наоборот. Так что никогда не говорить «никогда» – это один из важных принципов. Напеваю, к примеру, и Антонова, которого в молодости не воспринимал, потому что его песни о любви казались как бы не темой для настоящего мужчины…
– К слову, о любви: на что вы ради нее пойдете?
– Ох! Не хоте-е-е-ел бы, чтобы у меня не оставалось выбора! Чтобы нужно было поступить только так и не иначе! Хотелось бы, чтобы все складывалось во имя любви. Любовь – это очень естественное состояние человека. Жалко, если
– На какой вопрос вы бы никогда не стали отвечать?
– Он глубоко личный.
– А на какой хотелось бы ответить, просто ждете: ну задайте же его!
– Есть такой. Но в силу определенных причин тоже не могу вам его подсказать. Скажу только, что он тоже из очень личных…
– Вы часто бываете в других городах, за рубежом. О чем думаете, когда видите, что там – лучше?
– Лучше? Лучше у нас! А если серьезно, то радуюсь, когда нахожусь в красивом, комфортном городе. И еще горячее хочу, чтобы и у нас жилось так же приятно.
Известный сатирик сказал: «Трудно жить легко!» Но давайте поразмышляем. На самом деле грустно видеть несоответствие завышенных требований иных наших сограждан к власти и нежелание самим этим требованиям соответствовать. Недовольны работой ЖКУ, здравоохранением? А кто там работает? Не мы ли с вами? Кто мусорит в парке, в подъезде? Да мы же это и делаем, господа! Не местные руководители заходят к вам в подъезд побезобразничать, не приезжие из других городов! Согласен, что власть должна создавать условия для жизни, но не в меньшей степени уровень этих условий зависит от каждого из нас. Это прописные истины, но как же трудно им соответствовать! Как трудно жить «легко»!
У нас, слава богу, подавляющее большинство – трудолюбивые и умеющие работать люди. Есть перспективы не только для стабильного существования, но и для развития. Поверьте, очень хочется дать этим перспективам широкий коридор! По крайней мере, сейчас нет никаких предпосылок для безысходности. Все у нас будет, дайте только время! Но для этого важно жить в согласии с собой и с окружающими. Ценить отношения, в том числе межнациональные, межконфессиональные.
– О «негативных» чувствах мы уже поговорили. А вот давайте-ка в завершение разговора о хорошем. О счастье, например. Вы испытывали его?
– Знаете, я задумывался об этом – что такое счастье. Очень непростой для однозначного ответа вопрос. Не берусь утверждать, будто знаю, что это такое, но, думаю, когда живешь в гармонии с миром, когда живы и здоровы родные и близкие, есть любимое дело, а то, чем ты занимаешься, приносит обществу пользу, наверное, это и есть счастье.
Не рискну сказать, что по жизни я абсолютно счастлив. Наверное, это некий недостижимый идеал. Но… Когда просыпаешься утром не по будильнику, а просто от того, что наступил новый день, когда здоров и у тебя есть внучка… Это супер!