Сначала научить учителей

Почему так важно дошкольное образование, каким вузам стоит расстаться со своими филиалами, каких учителей не хватает сегодня в Татарстане, и главное, чему и как надо учить современных детей – обо всем этом говорили вчера в Арске, где с участием Президента Рустама Минниханова прошло традиционное августовское совещание педагогов республики.

Автор статьи: Евгения ЧЕСНОКОВА

information_items_10101249

В Арске прошел большой республиканский педсовет

Почему так важно дошкольное образование, каким вузам стоит расстаться со своими филиалами, каких учителей не хватает сегодня в Татарстане, и главное, чему и как надо учить современных детей – обо всем этом говорили вчера в Арске, где с участием Президента Рустама Минниханова прошло традиционное августовское совещание педагогов республики.

Динамика положительная, но…

Перед началом пленарного заседания Рустам Минниханов посетил ряд образовательных объектов Арского района и отметил, что здесь есть немало интересных наработок: успешно реализуется проект дистанционного обучения татарскому языку «Ана теле» в Арском педагогическом колледже, заслуживает внимания организация начальной профподготовки учащихся в средней школе №1, интересные формы работы внедряются в местном Дворце школьников. Словом, не случайно именно Арск нынче стал площадкой для проведения большого педсовета.

Если говорить в целом по республике, то в развитии татарстанской системы образования наблюдается положительная динамика, отметил Рустам Минниханов. Благодаря реализации масштабных федеральных и республиканских проектов заметно улучшилась материально-технологическая база образовательных учреждений, за последние два года только на капитальный ремонт школ выделено по 2,5 миллиарда рублей. Более 2,2 миллиарда, из которых 962 миллиона федеральных средств, направлено в этом году на строительство детских садов. Растет зар-плата учителей и воспитателей – в первом полугодии 2013 года у педагогов в школах она повысилась на шестьдесят процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а в дошкольных учреждениях выросла на семьдесят два процента.

В общем, база у нашего образования хорошая. Но одни только материальные ресурсы, констатировал Президент, не могут обеспечить необходимое качество образования, если нет главной составляющей – личности педагога, владеющего лучшими методиками и технологиями обучения.

Об этом же позже говорил и и.о. заместителя Премьер-министра – министр образования и науки Энгель Фаттахов.

– Мы до сих пор не можем обеспечить школьникам уровень подготовки, позволяющий применять полученные знания адекватно возникающим жизненным ситуациям, – заметил он. – Это следствие отсутствия практикоориентированных подходов в педагогике. Школа должна готовить выпускников так, чтобы они могли находить верные решения в ситуации каждодневной неопределенности. У детей должны вырабатываться рассудительность, критическое мышление, креативность и лидерство. А значит, меняться должен и учитель, переходя с позиции передающего детям некую сумму знаний к позиции наставника.

Тут надо отметить, что тема совещания была обозначена как «Современные технологии в образовательной практике республики». Как видим, под современными технологиями имелись в виду не только и даже не столько технические ресурсы, сколько новые подходы к самой сути образования. Чтобы обучить педагогов новым методическим технологиям в работе, республика уже больше двух лет сотрудничает с сингапурской компанией Educare. Ее генеральный директор Майк Тируман, выйдя на сцену арского Дома культуры, встряхнул меланхолично слушавший доклады зал, заставив всех встать, подышать полной грудью, а потом повернуться к соседу и за 30 секунд пересказать главное из того, что они услышали на совещании.

– Ваши ученики весь урок сидят и слушают учителя. Или притворяются, что слушают, – прокомментировал свой подход к работе с людьми энергичный афросингапурец. – Возможно, первые пять минут они воспринимают информацию учителя, потом отключаются. Поэтому вы не должны все время говорить. Нужно позволить ученикам обучаться, эффективно коммуницировать – в том числе и между собой – и применять полученные знания для решения конкретных жизненных задач.

Но достичь этого невозможно без соответствующей переподготовки учителей. Именно поэтому в республике стоит задача за три ближайшие года обучить новым методикам 30 тысяч педагогов. Начало уже положено – по словам г-на Тирумана, в августе закончили тренинг со специалистами Educare 400 татарстанских методистов. 200 из них отобраны, чтобы обучать педагогов в районах республики. И уже к концу ноября первые 10 тысяч учителей должны пройти подобную подготовку.

– Мы уже видим, какие интересные результаты дает эта работа, и надеемся на большие перспективы нашего сотрудничества, – прокомментировал выступление сингапурского специалиста Рустам Минниханов.

Кадровый голод на фоне излишества

– Но как можно говорить о повышении качества работы учителей, если их, учителей, катастрофически не хватает? – обозначил одну из больных проблем нашего образования Энгель Фаттахов. И пояснил: на 1 августа в республике имеется 784 незакрытые педагогические вакансии. В основном не хватает учителей естественнонаучного направления. И больше всего – физиков. В связи с этим министр даже предложил открыть нынче дополнительную подготовку учителей физики в профильных вузах Елабуги и Набережных Челнов.

Вообще-то в республике педагогов готовят даже больше, чем нужно. Да вот беда – не все они после вуза идут в школы. Да и закрепляемость на рабочих местах тех молодых специалистов, что все же идут, оставляет желать лучшего. И муниципальные органы образования, а также в целом районные власти не занимаются решением этой проблемы…

– А ведь это забота не только школ и вузов, но и глав районов, – посетовал министр. – Направляйте целевиков на обучение, стимулируйте их стипендиями, выплачивайте подъемные, выделяйте жилье или земельные участки!

– Нужно прилагать все усилия для того, чтобы в школы приходили молодые кадры, – поддержал министра Рустам Минниханов. – И педагогические заведения сегодня должны готовить именно те кадры, которые нам нужны. На решение кадровой проблемы сегодня должна работать и республиканская программа «Алгарыш».

Что же касается многочисленных педколледжей республики, которые специалистов выпускают больше, чем нужно, а реально отрасль кадрами не обеспечивают, то их, сообщил Энгель Фаттахов, ждет реорганизация. На базе Тетюшского, Чистопольского, Бугульминского и Альметьевского педколледжей «будут созданы образовательные учреждения нового типа», на базе Арского и Мензелинского создаются ресурсные центры по развитию национального образования, а Казанский, Набережночелнинский и Нижнекамский колледжи будут нацелены на подготовку кадров для дошкольного образования и начальной школы.

Не просто детский садик

Кстати, о дошкольном образовании. Его роль в развитии современной личности, подчеркнул министр, сегодня резко повышается. Впервые в истории России на федеральном уровне разрабатываются образовательные стандарты для дошкольных учреждений. Туда должны прийти новые образовательные и воспитательные технологии, а каждую садиковскую группу надо бы, по мнению Энгеля Фаттахова, оборудовать ноутбуком и проектором. И снова его поддержал Президент:

– Отношение к детским садам надо серьезно изменить, – полагает Рустам Минниханов. – Они не должны быть местом, где малыш просто ждет, когда родители вернутся с работы. Сегодня это тоже школа. Говорят, что восемьдесят пять процентов знаний ребенок получает именно до семи лет. Поэтому обязательно будем укреплять материальную базу дошкольных учреждений, ведь там мы тоже даем образование.

А чтобы как можно больше детей могли посещать дошкольные учреждения, к 2016 году в республике должно появиться 29 тысяч новых мест в детских садах (более пяти тысяч из них – уже в этом году), сообщил Энгель Фаттахов. Он также рассказал, что в республике уже действует 28 частных детских садов (против восьми два года назад), и призвал муниципальных глав активнее развивать в районах такой вид услуг.

В преддверии нового мониторинга

Не забыли на педсовете и о высшей школе. Тут серьезной проблемой, отметил Энгель Фаттахов, является эффективность работы вузов и особенно их филиалов. Министр напомнил, сколько шума наделал мониторинг эффективности высших учебных заведений, проведенный федеральным Минобрнауки. В наступающем учебном году мониторить высшую школу будут повторно, пообещал министр и сообщил, что республиканские власти приняли решение с 2014 года прекратить выделение контрольных цифр приема Альметьевскому государственному институту муниципальной службы.

– Рекомендую Нижнекамскому району рассмотреть вопрос реорганизации Нижнекамского муниципального института, – продолжал бить по больному министр, – так как не может соответствовать стандартам высшего образования вуз с численностью контингента шестьсот человек – меньше, чем среднестатистическая наполняемость городской школы. Да еще семьдесят процентов из них – заочники. Большие вопросы вызывает Казанский институт предпринимательства и права – у нас много жалоб на его работу. Ну и, наконец, мы проверили эффективность деятельности филиалов некоторых негосударственных вузов – результаты удручающие. Особенно серьезные претензии к Академии социального образования, но есть проблемы и у Института социальных и гуманитарных знаний, ТИСБИ, Института экономики, управления и права. Рекомендую задуматься о судьбе своих филиалов и государственным вузам.

– У нас есть нормальные филиалы, но есть и много проблем в этой области, – согласился Рустам Минниханов. – Тут надо более жестко выстроить работу, четко и ясно оценить, способен ли филиал дать полноценное образование. Иначе получается, что мы обманываем молодого человека, портим ему дальнейшую карьеру.

Праздник на улице математиков

Конечно, на педсовете не могли не вспомнить о том, что необходимо повышать престиж рабочих профессий. И в связи с этим Энгель Фаттахов сообщил участникам совещания, что Рустам Минниханов направил обращение на имя Президента России с предложением подать заявку на проведение в Татарстане в 2019 году Всемирного чемпионата по рабочим профессиям WorldSkills – международного конкурса профессионального мастерства. Такое мероприятие, по мнению министра, стало бы серьезным стимулом к формированию в республике современной системы профобразования и изменению карьерных предпочтений выпускников школ.

Ну а чтобы отметить важность еще одного образовательного направления – естественных и точных наук, Энгель Фаттахов предложил объявить наступающий учебный год Годом математики.

Завершилось совещание по традиции вручением государственных наград лучшим работникам отрасли. Были отмечены районы и школы, лучше всего подготовившиеся к новому учебному году.

В традиционном августовском совещании работников образования приняли участие Премьер-министр Ильдар Халиков, заместитель Председателя Госсовета Римма Ратникова, глава Арского района Алмас Назиров, руководители министерств, ведущих предприятий, вузов республики, представители научно-педагогической общественности.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще