Авиация – всегда движение вперед

Наверняка многие мальчишки, да и девчонки тоже, захотели в этот день стать летчиками или строить самолеты и вертолеты. Еще бы! Не только у детей, но и у взрослых дух захватывало, когда, к примеру, близко над их головами в бреющем полете проносился 110-тонный среднемагистральный лайнер-наблюдатель Ту-214ОН ( «Открытое небо»).

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

information_items_10101015

Праздник под названием «Я выбираю небо!» быстро стал в республике популярным и массовым

Наверняка многие мальчишки, да и девчонки тоже, захотели в этот день стать летчиками или строить самолеты и вертолеты. Еще бы! Не только у детей, но и у взрослых дух захватывало, когда, к примеру, близко над их головами в бреющем полете проносился 110-тонный среднемагистральный лайнер-наблюдатель Ту-214ОН ( «Открытое небо»). Да еще при этом, покачиваясь с боку на бок, приветственно махал крыльями гостям авиашоу «Я выбираю небо!», которых в канун Дня Воздушного флота России на аэродроме «Куркачи», что в Высокогорском районе Татарстана, собралось более пяти тысяч.

Никого не оставил равнодушным и разрезавший небо самый большой в мире самолет с изменяемой геометрией крыла, мощнейший боевой борт, который американцы окрестили «Черным Джеком», а российские летчики любовно называют «Белым лебедем», – сверхзвуковой стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160, продукт Казанского авиационного производственного объединения имени Горбунова, как и Ту-214ОН.

Кроме того, из тяжелых машин зрителей впечатлил межконтинентальный стратегический бомбардировщик Ту-95МС (производства Куйбышевского авиазавода), самый быстрый в мире винтовой самолет.

Восторженные взгляды присутствующих вызывали и более легкие летательные аппараты – самолеты Ан-2, Ан-28, Як-52, Blanik, Cessna и другие, вертолеты Ми-2, Ми-8АМТ, «Ансат» (детище Казанского вертолетного завода), которые виртуозно выполняли фигуры высшего пилотажа. Уникальность авиашоу, проходившему в республике второй год кряду, придали показательные полеты беспилотников авиаотряда специального назначения Министерства внутренних дел по РТ.

НАШИ ВЫСТУПАЮТ И ПОБЕЖДАЮТ

…До начала официального открытия мероприятия публику «зажигают» юные и взрослые авиамоделисты со своими радиоуправляемыми моделями самолетов и свободнолетающими планерами. Подхожу к группе ребят и их тренеров. Александр Парамонов, педагог дополнительного образования по авиаракетомоделизму Набережночелнинского центра детского технического творчества №5, рассказывает:

– В нашем центре, помимо авиамодельного кружка, есть автомодельное и робототехническое отделения, конструкторское бюро, где ребята осваивают лазерное и фрезерное оборудование с числовым программным управлением. Мы участвуем в авиа– и автошоу, республиканских и всероссийских соревнованиях. Всего в нашем центре занимаются полторы тысячи детей. У нас прекрасно оснащенные лаборатории. Сотрудничаем с КамАЗом, Камской государственной инженерно-экономической академией. Автозавод помогает нам создать инженерную академию для ребят, куда будет входить обучение 3D-моделированию. У нас замечательный директор – Мунира Хазиева, которая душой болеет за развитие детского технического творчества.

Сергей Мартынов, педагог дополнительного образования по робототехнике этого же центра, добавляет:

– Недавно мои подопечные участвовали в международном фестивале робототехники, который проходил в Москве. Из тридцати четырех команд-участниц наша заняла шестое место. Считаю это неплохим результатом, если учесть, что у конкурентов стаж в данной сфере не менее пяти лет, а у нас – около года. В моем кружке пятнадцать ребят. В сентябре записываться в него пришли более пятидесяти детей. Но многие не выдержали «испытания математикой», на которой зиждется наше ремесло…

Двенадцатилетний Сергей Константинов сосредоточен на подготовке к запуску в небо своих летательных аппаратов. Все же решаюсь его отвлечь: мол, каковы твои авиамодельный стаж и достижения?

– Занимаюсь в авиамодельном кружке Альметьевской станции юных техников почти пять лет. Собираю в основном модели планера, иногда – радиоуправляемые самолетики с моторами. В прошлом году стал победителем всероссийских соревнований по авиамодельному спорту среди молодежи. Кем буду в будущем? Пока не определился. Возможно, пойду учиться в Казанский авиационный институт. Но однозначно моя работа будет связана с технической специальностью, – по-деловому заявляет мой юный друг и возвращается к своему занятию.

ВЕТЕРАНЫ НЕ СДАЮТСЯ

Рядом с детьми замечаю солидного, в возрасте, гражданина, который не менее азартно готовит к полету свою радиоуправляемую «ласточку». Как выяснилось, это Олег Валентинов, первый заместитель генерального директора казанской компании «Тулпар Интерьер Групп» – единственного в России предприятия, осуществляющего весь комплекс работ с интерьерами самолетов и вертолетов, а также производящего и обслуживающего авиационные компоненты. В свое время он окончил факультет «Летательные аппараты» КАИ имени Туполева.

– Первый раз запустил в небо собранный своими руками самолет в семь лет, – констатирует Олег Валентинов. – И вот 43 года уже длится мое увлечение. Двоим сыновьям стараюсь привить любовь к этому делу. Старший уже работает в авиации, со мной на одном предприятии, и семилетнего сынишку в этом году приобщили к авиамоделизму.

– Как думаете, получится ли возродить детское техническое творчество до тех масштабов, как оно было развито в советские времена?

– Вполне возможно, как говорится, была бы на то политическая воля. Если власти применят административный ресурс, окажут организационную и финансовую поддержку, то все может получиться. Сейчас же пока все держится на педагогах-энтузиастах, которые работают, так сказать, за идею. На сегодня еще кадры остаются, поэтому не все потеряно. Надо просто целенаправленно заниматься этим вопросом…

Не могу пройти мимо колоритного седовласого мужчины в кителе, украшенном многочисленными наградами. Это Геннадий Леоничев, исполняющий обязанности начальника парашютной службы Центрального аэроклуба РТ, мастер спорта СССР, многократный призер чемпионатов страны, двукратный абсолютный чемпион республики. Забегая вперед скажу, что его спортсмены на авиашоу во всей красе продемонстрировали публике искусство парашютного спорта.

– Занимаюсь им почти полвека, на моем счету около трех с половиной тысяч прыжков, – говорит мой собеседник, улыбаясь в свои роскошные запорожские усы. – И сейчас не только тренирую других, но и сам принимаю участие в чемпионатах Советского Союза среди ветеранов парашютного спорта, которые ежегодно проходят в Абхазии, куда съезжаются спортсмены с Украины, Белоруссии и других бывших союзных республик. И мы, ветераны, по-прежнему называем эти соревнования чемпионатами СССР.

ВЛЮБИТЬ В ПРОФЕССИЮ

– Невозможно представить будущее Татарстана, его движение вперед без развитой авиационной промышленности, экономику республики – без весомого вклада авиастроителей, – отмечает вице-премьер – министр промышленности и торговли Равиль Зарипов на торжественном открытии авиационного праздника. – Сегодня в отрасли работает около 30 тысяч человек. В прошлом году крупными и средними предприятиями этой сферы произведено продукции на 49 миллиардов рублей, за шесть месяцев текущего года – более чем на 24 миллиарда рублей…

Отвечая на вопрос корреспондента «РТ», каким образом предполагается решать проблему оснащения кадрами предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и привлечения молодежи в эту отрасль, Равиль Зарипов замечает:

– Принято решение о проведении в Татарстане в октябре текущего года заседания Военно-промышленной комиссии при Правительстве России, которую возглавляет вице-премьер Дмитрий Рогозин. Планируется рассмотреть три вопроса: по подготовке специалистов для оборонно-промышленного комплекса, меры социальной поддержки и строительство жилья для работников предприятий ОПК. В республике есть позитивный опыт – это взаимодействие промышленных компаний и вузов. И мы хотели бы получить на подготовку специалистов и строительство жилья финансирование из федерального бюджета. Задачи таковы: создать для ОПК определенные приоритеты, чтобы работники этой сферы чувствовали себя в ней комфортно и для молодежи она была бы интересна. Отрасль обеспечивает безопасность всей страны. И ресурсы, которые будут туда вкладываться, безусловно, оправданны.

Вертолетчики говорят: мало привлечь молодых людей в эту профессию – нужно влюбить их в нее. У коллектива Казанского вертолетного завода это неплохо получается.

– В 2009 году КВЗ взял на свое попечение обычный класс нашей гуманитарной гимназии и сделал его физико-математическим (на период учебы в десятых и одиннадцатых классах), – рассказывает директор казанской гимназии №8 Марина Пичугина. – «Вертолетный» класс быстро стал популярным. Если изначально никакого конкурсного отбора для учебы в нем не было, то сейчас ребята, которые желают туда попасть, предварительно сдают экзамен по физике. Уже состоялось два выпуска. «Вертолетчики» показали хорошие результаты в ЕГЭ по физике и математике. В прошлом году они вошли в десятку сильнейших среди школ Казани. Нынче по итогам ЕГЭ «вертолетный» класс занял второе место – уступил лишь физико-математическому лицею №131.

Как призналась мне ученица гимназии №8 Диана Мустафина, она захотела учиться в «вертолетном» классе потому, что это дает большие перспективы на будущее – поступление в КАИ на бюджетное место, получение хорошей профессии и трудоустройство на КВЗ. Кстати, если в прошлом году 18 выпускников этого класса стали студентами Казанского национального исследовательского технического университета – КАИ имени Туполева, то в текущем году – уже 24.

– Я благодарен ребятам за то, что они учатся в нашем классе с большим энтузиазмом, хотя им приходится очень серьезно дополнительно заниматься физикой и математикой. И если хотя бы по два-три человека из этих классов придут работать на наш завод, будем считать нашу миссию выполненной, – говорит генеральный директор КВЗ Вадим Лигай. – Авиашоу «Я выбираю небо!» организуется прежде всего для детей и молодежи, которым мы хотим показать, что можно быть успешным человеком, трудясь в ОПК по рабочим и инженерным специальностям.

КАИ – ПУП ЗЕМЛИ, А КУРКАЧИ – КУЗНИЦА ПИЛОТОВ

Ректор КНИТУ-КАИ имени Туполева Альберт Гильмутдинов поделился со мной проектами, которые реализуются вузом, в частности, совместно с КАПО имени Горбунова:

– В нашем вузе есть студенческие конструкторские бюро, где проектируются и собираются различные модели малых летательных аппаратов, в том числе беспилотников. А беспилотная авиация в настоящее время стремительно развивается во всем мире. Сейчас наши студенты работают над новым проектом самолета для ближних перевозок под названием «Стриж» – на девятнадцать пассажиров. Но главное – на заключительной стадии находится создание мощного инжинирингового технологического центра лазерных промышленных технологий «КАИ-Лазер». Там будет установлено суперсовременное лазерное оборудование для обработки материалов, узлов и деталей, используемых в самолето-, вертолето-, судостроении, в общем, во всей машиностроительной отрасли. Эта мощная, современная технологическая платформа нового поколения будет располагаться на территории КАПО и станет элементом создаваемого на этом заводе авиационного технопарка. Что важно – к работе в данной структуре будут привлекаться не только опытные специалисты из КАИ, но и аспиранты, студенты и даже школьники. Реализацию проекта мы начали на выигранный федеральный грант в размере почти полмиллиарда рублей…

Если ректор КНИТУ-КАИ радуется возрастающему интересу молодежи к инженерным профессиям, то руководитель Татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации, заслуженный пилот России Шавкат Умаров доволен тем, что сокращается дефицит летных кадров, развивается учебный центр в Куркачах, где увеличивается количество частных лиц, желающих постичь азы пилотирования.

– Этому способствовало и то, что законодательно дано разрешение на полеты аппаратов малой авиации в нерегулируемом воздушном пространстве, – сообщает он. – Сейчас пилотам-любителям не требуется официально подавать заявки на полеты, для которых отведены определенные зоны. Поэтому число малых самолетов и вертолетов растет. Это радует.

По словам Шавката Умарова, налаживаются дела и с обучением пилотов-профессионалов – возрождаются ульяновское, краснокутское, бугурусланское, сасовское летные училища, закуплено немало учебных самолетов.

– Выпуск пилотов уже исчисляется тысячами в год. Обидно, что на уровне федеральной власти инициируется получение разрешений на полеты иностранных летчиков на наших самолетах. Я категорически против этого. Зачем? У нас многомиллионная великая страна, нужно готовить своих пилотов, вовлекать в эту сферу как можно больше молодых людей. Ведь авиация – это всегда движение вперед!

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще