При строительстве высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва – Екатеринбург ущерб природе будет минимален, обещают проектировщики.
Напомним: по территории Татарстана планируется провести 250-километровый участок магистрали. Если о ее достоинствах сказано уже немало, то проблемы, с которыми специалисты столкнутся уже на этапе проектирования, вызывают неоднозначную реакцию. Тема возможного ущерба природе при строительстве ВСМ была вынесена на общественные слушания, состоявшиеся на днях в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства республики.
Поездка будет недолгой
Высокоскоростная железнодорожная магистраль должна соединить четыре мегаполиса – Москву, Нижний Новгород, Казань, а впоследствии и Екатеринбург. Скорость движения поездов по маршруту будет достигать 400 километров в час. По словам министра транспорта и дорожного хозяйства Ленара Сафина, проект решит множество перспективных задач.
– Новая магистраль соединит три крупных федеральных округа – Центральный, Приволжский и Уральский, обеспечит регионы действительно эффективным и комфортным сообщением. Так, уже к 2018 году появится возможность добраться от Казани до Москвы всего за три часа, – пояснил министр.
Помимо повышения мобильности населения, ВСМ снизит нагрузку на автомобильные дороги, уменьшит стоимость перевозок, повысит их качество, даст стимул развитию экономической активности в прилегающих к магистрали районах.
– В этом проекте заключен огромный потенциал. На территории, где развивается скоростное сообщение, повышается инвестиционная привлекательность и растет экономика, – подчеркнул Ленар Сафин.
Изначально на суд общественности были представлены три варианта прокладки железнодорожных путей. По одному из них ВСМ шла по территории Волжско-Камского заповедника. Помимо этого, все три предложенных варианта затрагивали крупнейший лесной массив близ Казани. Таким образом, под вырубку попадали тысячи гектаров леса.
Санитарная зона
Возможное нанесение столь значительного урона окружающей среде вызвало понятное недовольство. Не случайно представители природоохранных организаций появились и на общественных слушаниях в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства.
Однако выяснилось, что разрушительные для природы варианты строительства магистрали уже неактуальны. Зато собравшимся был представлен четвертый план прокладки путей – не затрагивающий охраняемые природные зоны и учитывающий, по заверениям проектировщиков, интересы защитников окружающей среды.
Такой поворот оказался неожиданным для активистов. Несколько человек взяли слово, но их выступления в основном содержали критику старых вариантов строительства. К обсуждению же нового они оказались не готовы. Впрочем, все сошлись во мнении, что и он окажется далеко не окончательным, поскольку необходимы тщательная экологическая экспертиза и утверждение его заказчиком.
Проектировщиками магистрали, помимо выбора маршрута, максимально щадящего лесные массивы и охраняемые природные объекты, запланировано множество мер, направленных на защиту окружающей среды. В их числе строгое ограничение территории проведения работ, уменьшение объема отходов, организация контроля за источниками загрязнения атмосферы, запрет на выброс нефтепродуктов, создание свалок, уничтожение редких и охраняемых видов растений… Если все прозвучавшие на слушаниях обещания будут реализованы, у природоохранных организаций не останется аргументов против ВСМ.
Проект непременно «дозреет «
Проектировщики позаботились даже о защите от шума магистрали – разработан ряд мер по его приглушению: звукозащитные барьеры, особая конструкция колес скоростных поездов, звукопоглощающая модернизация рельс – как выяснилось, все это будет применяться выборочно или комплексно в зависимости от необходимости на конкретном участке пути. В совокупности предлагаемые меры, а также принятие четкой правовой схемы должны минимизировать риск неблагоприятных для окружающей среды последствий строительства.
– Конечно, проектанты будут учитывать все прозвучавшие сегодня рекомендации и замечания. Наша задача – рассмотреть все варианты и выбрать наиболее достойный – как с точки зрения экономики, так и исходя из интересов экологического равновесия, – подвел итог министр.