Похоже, этот лозунг в наше время вновь становится актуальным. Только речь идет о советах многоквартирных домов – именно эти органы, имея достаточно власти и полномочий, надо надеяться, смогут навести порядок в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Если заглянуть в Жилищный кодекс, то видно, что советы многоквартирных домов обладают широкими функциями. Именно на самоорганизацию граждан делалась ставка в улучшении ситуации в ЖКХ. Теперь нередко чиновники винят население в инертности: мол, не хотят жильцы самоорганизовываться, не желают в своем доме порядок наводить. Однако можно ли пенять только на жильцов, что в ЖКХ нет порядка? Как на деле в этой сфере реализуются и работают законодательные нормы?
Об этом мы решили узнать у председателя совета многоквартирного дома №20А по ул. Даурской в Казани Владимира Иванова. Этот человек знает проблемы ЖКХ, что называется, изнутри, так как трудился на ниве жилищно-коммунального хозяйства с 90-х годов. Сейчас Владимир Вениаминович – пенсионер и, возглавив совет дома, может не только рассказать о коммунальных проблемах с точки зрения жильца, но и предложить конкретные меры, которые, на его взгляд, могли бы улучшить ситуацию в этой сфере.
– Владимир Вениаминович, сложно ли было создать совет дома? С чего все началось?
– Пришли представители администрации района и управляющей компании, собрали жильцов и предложили создать совет. В принципе, всем эта идея понравилась, и люди стали ждать со стороны муниципальных властей дальнейших действий. Однако на этом все и закончилось. В итоге мы решили создать совет самостоятельно, так как все уже прониклись мыслью о самоуправлении. И тут начались проблемы.
Чтобы создать совет, необходимо провести собрание жильцов, а для этого нужен список всех проживающих с указанием площадей квартир, так как голосование идет «квадратными метрами». Для того чтобы получить эти данные, я обратился в мэрию города, оттуда мое заявление отослали в управляющую компанию, которая отказала в предоставлении этой информации, сославшись на ее конфиденциальность. Пришлось ходить, объяснять ситуацию. В итоге этот список я все-таки получил. Мы провели заочное собрание, избрали совет, председателя. Сообщили об этом в управляющую компанию. И в ответ – тишина… С ее стороны – никакого желания общаться и помогать. Полное игнорирование. Никто не видит в лице совета многоквартирного дома силу, с которой нужно считаться. Ощущение, что мы играем в какую-то игру – создали непонятно что и непонятно для чего. Работа управляющей компании от нас никак не зависит.
– Но по закону-то наоборот. Например, согласно постановлению Правительства России «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» каждое действие – от заключения контракта с ресурсосберегающими организациями до проведения ремонта или повышения платы за ЖКУ – управляющая компания должна согласовать с жильцами.
– Может, и должна, но не делает. Жаловаться в жилищную инспекцию или в Роспотребнадзор – это не выход. Гораздо эффективнее, если в этот процесс вмешаются муниципальные власти. В свое время я работал в жилищной сфере и точно знаю, что создана очень жесткая система отчетности управляющих компаний перед городским ЖКХ. Получается, мы платим деньги, жилищные организации ими пользуются, отчитываются перед городскими властями, а перед населением никто не отчитывается. Это в корне неверно. В этой форме отчетности должны быть графы, которые нужно обязательно доносить до жильцов. Сейчас необходимо определить, какая информация должна быть доступна для любого жильца, какая – на уровне совета дома и какая – только для управляющих компаний. На создание такой системы отчетности перед населением не потребуется финансовых затрат. И в то же время это будет большим шагом вперед – началом открытости в этой сфере, о которой так много говорится, но пока мало что делается. В каждом доме жильцы должны знать, сколько затрачено средств, к примеру, на капитальный ремонт, какие работы запланированы, как идет использование средств и так далее. Это то, что нужно сделать в первую очередь.
– А что еще, на ваш взгляд, должны знать жители?
– В свободном доступе должно быть штатное расписание управляющей копании. Поясню почему. Раньше, еще в советское время, наш дом и близлежащие – всего 36 домов – обслуживала организация, в которой было всего четыре управленца – это начальник, его заместитель, инженер и бригадир. Сейчас наша управляющая компания обслуживает 29 домов, а сотрудники аппарата занимают четырнадцать кабинетов! По моим подсчетам, в организации работают около 50 сотрудников, и в это число не входит технический персонал. На мой взгляд, это раздутые штаты. Поэтому с жителями данный момент также необходимо согласовывать. Я тоже работал в бизнесе, связанном с ЖКХ, подобного мы не могли себе позволить, а управляющие компании почему-то могут.
- По закону у совета дома достаточно полномочий, но реально ничего не работает. Обращаться же за решением каждого вопроса в надзорные или судебные органы – это война с ветряными мельницами
Также жильцы должны знать о том, сколько налогов отчисляется УК, суммы и количество штрафов, которые она платит, и за что. Один из сотрудников жилищной инспекции рассказал, что управляющая компания заплатила пять миллионов рублей штрафов. Откуда такая сумма? На чьи плечи легли эти траты? Если их заплатили с остающейся прибыли – одна ситуация, а если со статьи управления жилищным фондом, то уже другая. Никто об этом не знает и не может проконтролировать. Для чего совет и нужен. Возможно, благодаря жильцам можно было вообще избежать штрафных санкций. И это не единственная ситуация, где мы могли бы помочь. Приведу пример из личного опыта. В нашей четырнадцатиэтажке по программе капитального ремонта поменяли двери на лестничных маршах. Все бы ничего, но новые двери оказались без стеклянных окошек, которые, кстати, на старых были. Теперь в подъезде всегда должен гореть свет. И это в то время, когда все говорят об энергосбережении! Если бы договоры и проекты согласовывались с жильцами, подобная ситуация не возникла бы.
– Еще одна немаловажная проблема – общедомовые нужды…
– Для меня лично это очень болезненный вопрос, так как я стоял у истоков внедрения приборов учета холодной и горячей воды в Нижнекамске. Помню, как мы убеждали население устанавливать счетчики, говоря об экономии. И многие люди соглашались, полагая, что таким образом они будут платить только за потребленные услуги. С введением ОДН оказалось, что это были напрасные траты. Что имело колоссальный антивоспитательный характер. Ведь счетчики ставила достаточно активная часть населения – с более высоким уровнем сознания. Мы убеждали людей экономить ресурсы. А решением об ОДН перечеркнули все. Смысла в экономии нет. Меня такая ситуация возмущает до глубины души, не могу об этом говорить спокойно. Теперь утечки, которые возникают из-за плохого обслуживания сетей, «вешаются» на все население. В подвале течет вода. Кто за это должен отвечать? Управляющая компания. Но ей данная проблема до лампочки, так как все излишки оплачиваются из кармана жильцов.
Ситуация с ОДН абсурдна. Хотя теперь ее уже нужно воспринимать как данность и искать пути решения из того, что есть.
– Что еще необходимо сделать?
– Очень важно наладить контакт жителей и подрядчиков, которые осуществляют работы по ремонту дома. Жильцы лучше всякого технадзора могут проконтролировать, что сделано и насколько качественно. Подрядчик должен знать, что есть совет дома, который может вмешаться в ход ремонта. Если я сейчас подойду к работникам подрядной организации и начну делать замечания либо просто интересоваться тем, как идут работы, меня в лучшем случае проигнорируют. Жильцы должны знать, что за организация делает капремонт, ее необходимо людям представлять. Хотя бы раз в год организовывать мероприятие с участием представителей жилищно-коммунальной сферы, муниципальных властей, общественности, СМИ, где управляющие компании презентовали бы своих подрядчиков. Это организовать несложно, зато какая польза для всех! Особенно для добропорядочных подрядчиков. И в этом случае строительные компании, где в штате только два сотрудника – директор и бухгалтер, были бы сразу видны, и ни один совет не позволил бы такой организации проводить работы в своем доме.
– Вопрос зарплаты председателей советов очень актуален. К примеру, в нашем доме живет в основном молодежь, предложи
– Да, пока председатель совета дома – это общественная должность. Хотя, конечно, она должна быть оплачиваемой. Функция советов в первую очередь – это улучшение работы управляющих компаний, чтобы от жильцов поступало как можно меньше жалоб тем же городским властям. Поэтому платить председателям должны из статьи управления жилищным фондом. А в том, что на это можно найти средства, даже не надо сомневаться. Взять, к примеру, установку на крыше оборудования оператора мобильной связи либо рекламу в тех же лифтах, на стенах домов и так далее. Все это предоставляется бесплатно, хотя должно оплачиваться, ведь дом-то – собственность жильцов. То есть имеется масса источников получения дополнительного дохода управляющими компаниями. Но каков этот доход – опять-таки тайна за семью печатями, хотя эта информация должна быть доступна для любого жильца.
Вообще, что касается договоров по капремонту, водо- и теплоснабжению, установке антенн, размещению рекламы и так далее – все должно согласовываться с жильцами. Вот еще одна ситуация. Жилищники отчитываются перед властями – в одном из районов города украдено приборов и насосов из подвалов домов на сумму в два миллиона рублей! Узел управления системой отопления – это важный объект жизнеобеспечения дома, он должен иметь специальные ограждающие конструкции. Как злоумышленники смогли попасть туда, куда доступа, по идее, не должно быть? Если бы жители реально были задействованы в управлении домом, таких ситуаций удалось бы избежать.
– То есть без вмешательства властей советы многоквартирных домов не смогут эффективно работать?
– Да. И власти это сами признают. В частности, два года назад на Всероссийском совещании по эффективному управлению в сфере ЖКХ вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что расчет на самоорганизацию владельцев жилья и бизнесменов в сфере ЖКХ без организующей роли государства на практике не сработал. По закону у нас вроде достаточно полномочий, но реально ничего не работает. Обращаться же за решением каждого вопроса в надзорные или судебные органы – это война с ветряными мельницами. Приведу еще один пример. Мой коллега решил узнать, какое количество денег собирается с дома, и куда они тратятся. Так вот, он полгода писал письма, жалобы, ходатайства… Куда только не обращался! Результат нулевой.
Вы представьте, сколько времени и сил потрачено им на то, чтобы получить необходимую информацию, которая нужна для работы совета! Если каждый наш шажок будет даваться с таким трудом, то когда же мы приступим непосредственно к тем полномочиям, которые закреплены за нами законодательно?
Вопрос риторический.
Беда нашего города в том, что люди реально не могут ни на что повлиять – ни на качество предоставляемых услуг, ни на их своевременность. Если дать жильцам почувствовать, что они могут участвовать в этом процессе, то, думаю, они быстро войдут во вкус, и уже нельзя будет упрекнуть население в инертности.
Главное, чтобы работа жилищников по всем направлениям была доступна для понимания населения. И помимо всего вышеперечисленного, необходимо создать общественное движение, которое бы объединяло советы многоквартирных домов – это поможет поднять их статус, привлечет внимание общественности и даст определенную силу, с которой управляющим компаниям нужно будет считаться.
справка «рт»
Согласно Жилищному кодексу «совет многоквартирного дома осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме».
«…подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса».