В эпоху так называемого «застоя» Казанское авиационное производственное объединение имени Горбунова было весьма успешным предприятием. Здесь серийно собирались многие легендарные ныне марки самолетов.
К примеру, первый советский реактивный межконтинентальный лайнер Ил-62, на котором летало высшее руководство и нашей страны, и других государств. А также самый крупный в истории военной авиации сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 ( «Белый лебедь»), сверхзвуковой дальний бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М (на снимке, установлен у здания заводоуправления)…
В лучшие времена на КАПО трудились около 28 тысяч человек, сейчас – немногим более шести тысяч. Но в последние годы предприятие оптимизируется. Его руководство не только ищет способы развития самого КАПО, но и предлагает республике и ее столице пути решения серьезных проблем.
Новый технопарк поможет не только решить экономические задачи, но и «очистить» Казань от ряда предприятий
Сначала не о Казани, сначала о Москве. С девяностых годов прошлого века в столице активно идет процесс переноса промышленных предприятий из города на периферию. В итоге, к примеру, в районе Бирюлева на месте мельничного комбината был построен жилой комплекс. «Отправили» на окраину и знаменитую кондитерскую фабрику «Красный Октябрь».
В Казани эта проблема решается пока на уровне разговоров.
Правда, весной нынешнего года она снова всплыла на сессии Казгордумы, после чего институт «Казгражданпроект» приступил к разработке концепции вывода промпредприятий за городскую черту. Но реализовать этот проект не так-то просто – свободных земель ни в столице Татарстана, ни в ее окрестностях фактически не осталось. Однако некоторые компании при желании и твердой воле их руководителей могли бы обрести новую крышу над головой уже в ближайшей перспективе. Дело в том, что на территории Казанского авиационного производственного объединения имени Горбунова создается новый технологический парк под предварительным названием «Авиационная долина». И самолетостроители готовы приютить у себя ряд столичных предприятий.
С какой целью формируется новый технопарк, кому предложено перебраться под его крыло? На эти и другие вопросы отвечает советник президента Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) по реструктуризации профильных и непрофильных активов и созданию технопарка на базе КАПО имени Горбунова Васил КАЮМОВ (на снимке).
– Прежде всего хочу отметить, что технопарк на территории предприятия не может быть создан без реструктуризации активов завода, – говорит Васил Кадымович. – КАПО занимает огромную земельную площадь, на ней находится множество производственных зданий, большинство из которых благодаря реализации программы бережливого производства мы освободили. Посудите сами: если в доперестроечное время завод выпускал 60 самолетов в год, то на современном этапе ежегодно собирает лишь несколько бортов. Поэтому все производственные участки были сведены в два больших корпуса. Вместе с тем на разрозненной территории по-прежнему расходуется энергия, имеются затраты в виде налогов на землю и имущество. А ведь невостребованные квадратные метры можно перевести в другую форму хозяйствования, чтобы снимать с них «урожай» для дальнейшего развития как самого КАПО, так и промышленности Татарстана и его столицы…
Так что благодаря определенным оптимизационным мероприятиям освобожденную от режимной зоны площадку в 25 гектаров безболезненно можно отдать под будущий технопарк. На первом этапе его формирования (в 2013-2014 годах) КАПО выделит на эти цели офисные и производственные помещения общей площадью более 130 тысяч квадратных метров. Предполагается, что первая очередь «Авиационной долины» вступит в строй в следующем году, а весь комплекс планируется сдать в 2015-м. Будет создано дополнительно около шести тысяч рабочих мест.
– Ваш бизнес-парк будет специализироваться только на авиационном направлении?
– Хотелось, чтобы наши резиденты производили современные комплектующие и разрабатывали высокие технологии прежде всего для КАПО и других предприятий, входящих в структуру ОАК.
На днях после торжественного открытия на территории КАПО завода «КАПО-Композит», который будет выпускать из композитных материалов детали механизации крыла для российских и зарубежных самолетов, состоялось совещание с участием президента ОАК Михаила Погосяна. Там я докладывал о ходе работ по созданию нашего технопарка, отметив, что в республике накоплен огромный опыт успешной работы таких образований, в частности, камского индустриального парка «Мастер» в Набережных Челнах – его деятельность направлена в первую очередь на машиностроительную сферу, казанского технополиса «Химград», который ориентирован в основном на химические производства. Сегодня не нужно изобретать велосипед, а стоит использовать уже отработанный алгоритм формирования таких структур.
Принципиальный момент – это насыщение технопарка. Да, можно при помощи частных инвесторов и государства вложиться в инфраструктуру. Однако вряд ли бизнес заинтересуют те объемы производства, которые сегодня имеет
КАПО. Поэтому очень важно, чтобы руководство ОАК приняло решение о том, что выпускаемые резидентами технопарка изделия будут поставляться не только на КАПО, но и на «Сокол», «Авиастар», другие «дочки» корпорации. Многие вспомогательные производства наших заводов можно передать на аутсорсинг. По этому пути много лет назад пошли и «Боинг», и «Аэрбас». В результате эти компании сегодня собирают такие лайнеры, как «Боинг-737» и А-320, причем по 40 машин в месяц!
Но надо понимать, что сделать технопарк чисто авиационного направления не получится. Да это и не резонно. Те же «Мастер» и «Химград» приютили под своим крылом фирмы не только машиностроительной и химической сфер, но и других отраслей.
– Васил Кадымович, у вас уже есть потенциальные резиденты?
– Конечно. Первой на статус резидента заявилась казанская научно-производственная фирма «МВЕН», производящая легкие самолеты из полимерно-композитных материалов. Кстати, МВЕН – единственное в странах СНГ предприятие, выпускающее быстродействующие парашютные системы, предназначенные для спасения легких летательных аппаратов вместе с экипажами и пассажирами.
– Насколько мне известно, руководство МВЕН уже давно предлагало дирекции вашего завода совместно создавать на площадках КАПО самолеты малой авиации…
– Совершенно верно. Но фирме нужна определенная поддержка по продвижению техники. Пока региональные перевозки убыточные и не восстановлена аэродромная сеть, о развитии такой авиации можно не мечтать. Между прочим, в Татарстане в свое время функционировало более двадцати аэродромов, которые принимали маленькие самолетики, к примеру «кукурузники» Ан-2 и «чебурашки» Л-410. Сегодня в основном остались большие аэродромы в Казани, Нижнекамске и Бугульме.
В настоящее время авиакомпания «Татарстан» закупает американские легкие самолеты Cessna. А мы запросто могли бы делать свои а-ля Cessna. Сегодня у отечественных авиапредприятий есть разработки летательных аппаратов вместимостью до девятнадцати пассажиров. Проблема – довести эти проекты до производства.
– Кто еще проявляет интерес к «Авиационной долине»?
– Есть желание открыть здесь свое производство у питерской фирмы «Би Питрон», которая изготавливает, в частности, жгуты для самолетов. Казанская компания «Хитон-Пласт 2», производящая пластмассовые детали для автомобильной промышленности, уже приобрела корпус для расширения своего производства. Кроме того, мы предполагаем, что базовыми резидентами станут предприятия, созданные при оптимизации заводских активов, к примеру «КАПО-Автотранс». Какие-то компетенции еще выделятся из завода, на их базе будут созданы дочерние компании.
– Генеральным планом Казани предусмотрены вынос из исторического центра города промпредприятий или их перепрофилирование. Этому должны подвергнуться прежде всего малорентабельные и экологически вредные производства. А кому вы предложили переселиться под крышу «Авиационной долины»?
– Первое предприятие, которому сделали такое предложение, – завод «Электроприбор», расположенный в самом сердце столицы, напротив Центрального парка культуры и отдыха имени Горького – «Казанской Швейцарии», входящей в Государственный реестр особо охраняемых территорий Татарстана. На «Электроприборе» есть производства, довольно вредные для окружающей среды. Но руководство предприятия пока не спешит соглашаться. Сейчас завод принадлежит холдинговой компании «Ак Барс», которая, наверное, имеет свое видение этого вопроса.
Во время встреч Президента Рустама Минниханова и главы ОАК Михаила Погосяна вопрос о переносе промпредприятий из центра Казани на площади КАПО прорабатывался не раз. Когда речь заходила о том, как использовать активы КАПО, Погосян предлагал рассмотреть возможность перевода сюда некоторых заводов.
Знаете, КАПО – это ведь крупный латифундист. В свое время Виталий Егорович Копылов, руководивший КАПО в 1973-1994 годах и внесший большой вклад в развитие авиационной промышленности СССР, на перспективу брал на баланс земли, когда это можно было делать, огораживал их. В советский период строились большие планы, в частности по развитию дальней авиации, поэтому было намерение возвести на заводе дополнительные корпуса. Перестройка все перечеркнула, и это наследие осталось на нас. Кроме названных двадцати пяти гектаров, у предприятия есть 970 (!) гектаров свободных земельных площадей. На большей части этих территорий жилые дома не построишь, потому что поблизости заводская взлетно-посадочная полоса, а вот поиметь синергетический эффект от использования ВПП, которую мы в прошлом году восстановили, можно. Здесь и бизнес-авиацию легко создать. Наша ВПП может принимать даже грузовые самолеты.
Мы в Министерстве промышленности и торговли обсуждали вопрос, какие компании можно вывести на наши площади. К примеру, Казанский электротехнический завод, пороховой завод и некоторые другие предприятия достаточно универсальны, нет необходимости строить для них специальные корпуса. Город – это место для горожан и их жилья, а также для туристов, которые, в частности, в период Универсиады оценили достоинства Казани. Промпредприятия не должны оставаться в пределах оживленных зон. Надо определяться, где экологически безопаснее их разместить.
Думаю, решение этого вопроса – дело времени. Все равно производствам не место в исторической части города. И Казань пройдет тот путь, который преодолевает Москва. Сейчас там переезжают на периферию и завод имени Лихачева, и Первый государственный подшипниковый завод, и многие другие компании. То же самое, уверен, будет и у нас.
момент в биографии
Крутые повороты
«Операция по внедрению автомобилиста в авиацию прошла успешно. Авиацией нужно гореть, просто так в ней нельзя работать», – считает заслуженный машиностроитель России Васил Каюмов, который после окончания в 1981 году Карагандинского политехнического института по специальности «автомобили и автомобильное хозяйство» более четверти века отдал КамАЗу, пройдя путь от мастера участка до первого заместителя генерального директора – исполнительного директора камского автогиганта. А потом резко сменил направление своей деятельности – по просьбе татарстанского руководства возглавил КАПО имени Горбунова, которым руководил почти пять с половиной лет.
факты и фактики
По инновационному пути
На сегодня в Татарстане функционируют одна особая экономическая зона, пять технопарков, три технологических парка, два индустриальных парка, один технополис, семь бизнес-инкубаторов. По количеству таких структур и успешности их деятельности республика входит в число регионов-лидеров в России.
В рамках программы развития инновационной деятельности в Татарстане создается сеть технопарков по двум основным направлениям: коммерциализация научных разработок и инновационное развитие индустриального производства, сообщается на Инвестиционном портале РТ.
Кадровый вопрос, как всегда, актуален
На днях вице-премьер – министр промышленности и торговли Равиль Зарипов на совещании в Минпромторге сообщил, что Военно-промышленной комиссией при Правительстве РФ принято решение о проведении в октябре этого года в Татарстане совещания-семинара по вопросу развития кадрового потенциала оборонно-промышленного комплекса России.
Глава Минпромторга отметил, что в республике накоплен положительный опыт работы предприятий отрасли по подготовке и закреплению высокопрофессиональных кадров на производстве. К примеру, в республиканском общественном конкурсе «Руководитель года – 2012» в номинации «За активное развитие кадрового потенциала» конкурсная комиссия под руководством Премьер-министра Ильдара Халикова в числе трех лауреатов выбрала Васила Каюмова, тогдашнего генерального директора КАПО имени Горбунова, где в настоящее время эффективно действует образовательно-производственный кластер.
Из личного
Васил Каюмов не раз говорил своим коллегам, которые пришли с ним с КамАЗа на КАПО: «Мы с вами счастливые мужчины, потому что и раньше занимались, и сейчас занимаемся тем, чем большинство мальчишек бредят с раннего детства, – автомобилями и самолетами».
Васил Кадымович считает себя счастливым вдвойне – скоро ему и его супруге Дании Камиловне дочь Регина родит внука. А сын Ренат уже три года назад подарил чете прелестную внучку. Все, кто узнает ее имя – Агния, сразу добавляют – Барто. Когда в 2007 году Васила Каюмова перевели с КамАЗа на КАПО, Дания Камиловна решила не увольняться с Набережночелнинского предприятия тепловых сетей, так сказать, доработать там до пенсии. Так что до недавнего времени Каюмов жил, как он сам говорит, между двумя городами – Казанью и Челнами, теперь же в связи с тем, что он стал советником президента Объединенной авиастроительной корпорации, живет между тремя – еще и Москвой.