В одном из районов республики жители двух одноименных населенных пунктов живут прямо по старинной присказке: направо пойдешь – в село Сосновка попадешь, налево пойдешь – в деревне Сосновка окажешься. Если при этом кто с письмом ошибется, может, не на ту дорогу повернет, чертыхнется, так вроде и невелика беда: село, деревня – неужели такая принципиальная разница?
А нынче есть от чего в затылке почесать: из-за неверно указанного места жительства банк может и в выдаче кредита отказать, а регистрирующие органы – в оформлении собственности или индивидуального бизнеса.
А вот другая ситуация, вероятнее всего, невидимая рядовому гражданину в его повседневной жизни, но, тем не менее, тоже крайне неоднозначная, поскольку идет вразрез с требованиями закона.
Знают ли жители Казани, что правовой статус в ней районов, названия которых хорошо известны и за пределами столицы – Московский, Кировский, Советский, Авиастроительный, Приволжский, Ново-Савиновский и Вахитовский, – до сих пор не подтвержден соответствующими документами? А момент, между прочим, непростой. Например, для тех же судов и прокуратуры важно иметь четкое обозначение территорий, за которые эти органы отвечают. А сегодня ни один, даже самый квалифицированный, юрист не скажет вам однозначно, что вот эта улица в Казани принадлежит Московскому району, а вот тот дом – Ново-Савиновскому. Есть и другие столичные нюансы, связанные, например, с поселками в Казани. Да, действительно, скажем, на городских дорожных указателях значились поселки Большие и Малые Дербышки. Закон не допускает указания одного населенного пункта в составе другого, но как исправить ситуацию, если в действующем законодательстве республики категория «район в городе» вообще не предусматривается?
Все вышеперечисленные ситуации относятся к сфере административно-территориального устройства Татарстана, регулируемого соответствующим законом республики. Как видим, и в нем есть пробелы. На днях в стенах парламента состоялся «круглый стол», в ходе которого депутаты, представители министерств и муниципалитетов обсудили в третьем чтении представленный профильным Комитетом по государственному строительству и МСУ изменения в Закон «Об административно-территориальном устройстве Республики Татарстан». Новшества предусмотрены серьезные. Председатель комитета Валентина Липужина и начальник Правового управления аппарата Госсовета Андрей Ощепков еще до начала обсуждения подчеркнули ряд важных моментов. Прежде всего закон не касается вопросов организации деятельности органов местного управления и не устанавливает границ территорий. Речь идет о наведении порядка в части административно-территориального устройства республики. Документ отвечает требованиям Конституции РТ в этих вопросах и призван помочь взаимодействию территорий и органов государственной, муниципальной и местной власти.
«Мы преследовали несколько целей: новый закон должен быть юридически безукоризненным, защищать интересы жителей республики и облегчить работу правоприменителям документа», – отметила Валентина Липужина. По ее словам, к окончательному варианту проекта шли долго, первый этап обсуждения законопроекта начался еще в 2011 году. Создание законов – это творческий процесс, который не всегда укладывается в конкретные временные рамки, особенно если речь идет о жизни людей на конкретных территориях. Однако муниципалитеты активно поджимали разработчиков документа по срокам «сдачи», что и понятно. Реформа местного самоуправления, начавшаяся в 2006 году, поставила ряд совершенно новых задач и проблем. Поэтому ни одно заседание Государственного Совета республики, особенно в последние годы, не обходится без обсуждения вопросов, касающихся, например, административно-территориального устройства муниципалитетов или сельских поселений. Напомним: татарстанский парламент «вмешивается» в компетенцию муниципальной и местной власти лишь в рамках своих определенных законом полномочий.
…Пообещали
Андрей Ощепков рассказал и о других важных новшествах, касающихся образования новых населенных пунктов. Например, в отличие от действующего закона статус населенного пункта теперь может получить, образно говоря…чистое поле, если в перспективе его планируется застраивать и развивать. Пример – территория инновационного центра республики Иннополис, которому предстоит получить статус города.
Нашли отражение в документе и вопросы земельной собственности. Здесь разработчики тоже оттолкнулись от правовой коллизии, сложившейся в одном из районов Татарстана в связи с упразднением населенного пункта.
Законопроектом предусмотрены категории и виды населенных пунктов, их численность, даны четкие критерии, определяющие понятия «село», «деревня», «поселок городского типа», «город», «район в городе». Например, в деревне должно проживать, как правило, до 200 человек, а в селе больше двухсот. Данная норма, кстати, взята из градостроительного законодательства.
При «работе» с населенным пунктом учитываются и связанные с ним исторические моменты.
Важно также: статус уже существующего населенного пункта не будет пересматриваться, даже если его численность не соответствует нормам нового документа.
При обсуждении законопроекта, которому, отметим, участники заседания дали положительную оценку, возникло немало сопутствующих вопросов. Как подчеркивали депутаты, остаются проблемы с грамотным написанием названий населенных пунктов на татарском языке. Другой момент – населенный пункт «завис» между территориями разных муниципальных районов, потому что местные власти затянули с оформлением документов. А ведь речь идет, не забудем, о живых людях, жизнь которых проходит не на шахматной доске, где можно просто передвинуть фигурки, чтобы достичь результата.
Сегодня законопроект будет рассмотрен парламентским Комитетом по государственному строительству и местному самоуправлению, а затем вынесен на заседание Госсовета. Разработчики надеются, что депутаты документ в этом виде поддержат.