Можно ли восстановить интерес молодежи к рабочим и инженерным профессиям?
Сегодня мы открываем новую рубрику «Эксклюзив на тему…», в которой руководители татарстанских предприятий смогут высказать свою точку зрения по поводу той или иной актуальной для республики проблемы, предложить пути ее разрешения. А также рассказать о социально и экономически значимых для Татарстана проектах, способных повлиять на его развитие.
Ждем от директорского корпуса предложений и приглашаем к разговору.
В прошлом году Президент Рустам Минниханов настоятельно призвал татарстанские Минпромторг и Минобрнауки разработать долгосрочную целевую программу по развитию детского и юношеского технического творчества. Назрело: молодежь ни в какую не хочет идти в технари, а если идет, то зачастую с очень слабыми знаниями. Поэтому промышленные предприятия испытывают кадровый голод – катастрофически не хватает квалифицированных рабочих и инженеров.
Вместе с тем, если в советскую эпоху в нашей республике более половины воспитанников бывших домов пио-
неров занимались в технических кружках, то сейчас – в среднем всего лишь семь процентов. Реально ли возродить то, что было утеряно столько лет назад? Об этом наша беседа с генеральным директором ОАО «Казанский вертолетный завод», заслуженным машиностроителем России Вадимом Лигаем.
– В мировом масштабе инженерные специальности более востребованы, чем гуманитарные, – говорит Вадим Александрович. – Когда распался СССР, многие советские инженеры без проблем трудоустроились в зарубежных компаниях. А вот специалистов с советским юридическим и экономическим образованием за границей никто не ждал – не котировались они там.
В том, что рабочие и инженерные профессии в постперестроечные годы упали в статусе, виноват и ваш брат журналист. Во многом именно средства массовой информации сформулировали у народа мнение: если хочешь быть успешным, надо стать финансистом, юристом, психологом. Технические кружки исчезали. А информация о том, что есть много других важных профессий, в которых можно продвинуться, до детей, к сожалению, не доносилась.
Сегодня поступление выпускников в вузы ведется по результатам единого госэкзамена. Обязательно нужно сдавать математику, русский язык и литературу. Остальные предметы – на усмотрение школьника. И молодой человек, определяясь, по какой еще дисциплине он будет сдавать ЕГЭ, фактически выбирает себе будущую профессию. То есть решает свою дальнейшую судьбу. Это очень большая ответственность, которая в свое время была возложена только на детей и их родителей. Выпуск-ник, не сдав физику, уже не поступит в технический вуз. В лучшем случае сделает это через год, когда все же захочет пройти тестирование по этому предмету.
А молодые люди должны определиться с этим непростым вопросом уже в девятом-десятом классах, так как им нужно готовиться к будущему ЕГЭ. Ну а поскольку физика – наука тяжелая, то дети выбирают более легкие варианты – биологию и другие предметы, тем самым перекрывая себе дорогу в технические вузы. И на деле зачастую приобретают нелюбимую профессию, неудовлетворенность своей жизнью и прочие неприятности. К тому же существует огромное количество коммерческих учебных заведений, которые попросту ничему толковому не учат.
Поэтому задача государственной важности – помочь юному поколению сделать правильный выбор. Любое государство богато своей добавленной стоимостью, которую формируют, прежде всего, промышленные предприятия, его работники с техническим образованием.
– Знаю, что КВЗ по вашей инициативе пошел на инновационный кадровый эксперимент – в 2009 году взял «на поруки» один класс казанской гуманитарной гимназии №8, сделал его физико-математическим, усилив обучение в этом направлении с целью в перспективе привлечь на завод молодых специалистов. И получил фантастические результаты!..
– Это так. А все началось с того, что мы пришли в школу и рассказали учащимся обычного 9 «В» класса о нашем заводе, где можно получать хорошую зарплату и делать карьеру. И не все у нас так плохо, как «рисуют» по телевидению и пишут в газетах. Тем более человек с техническим образованием может работать по многим специальностям: ни один психолог не в состоянии стать инженером, а инженер, если захочет, сможет переквалифицироваться в любого специалиста – в этом я убежден. Те же выпускники Казанского авиационного института стали хорошими журналистами, экономистами, программистами и так далее.
И дети откликнулись. Особенно после того, как побывали на нашем предприятии, смогли увидеть производство вертолетов, руками их потрогать… Как раз такой информации им недоставало. После этого они сразу же назвали себя классом вертолетчиков. И гордо ходили по школе в наших фирменных бейсболках.
Итог: в 2012 году из 28 выпускников этого физико-математического класса одиннадцать стали медалистами: пятеро окончили школу с золотыми медалями, шестеро – с серебряными. Но главное – 18 одноклассников поступили в Казанский национальный исследовательский технический университет – КАИ имени Туполева. Новоиспеченным студентам мы подарили ноутбуки, теперь эти ребята являются «целевиками» вертолетного завода, которым будем оказывать всестороннюю поддержку.
Эти гимназисты неоднократно становились победителями и призерами олимпиад различных уровней по физике и математике, научно-технических конференций и конкурсов. Но что самое удивительное: в прошлом году ученики нашего экспериментального класса участвовали в международном тестировании школьников TIMSS, а этот тест – мирового масштаба. Выбираются регионы, в каждом из них – определенные школы и классы. И если средний результат по России составил 54 балла, то ученики нашего класса получили 73 балла! Повторюсь, эти дети учились не в специализированной физико-математической школе, в которую ребят отбирают на конкурсной основе, а всего лишь в обычной общеобразовательной, с гуманитарным уклоном.
– Повлиял ли такой успех на мировоззрение других учеников школы?
– Знаете, повлиял. В начале нынешнего года директор гимназии №8 Марина Вавиловна Пичугина сообщила нам: из 80 будущих выпускников 39 записались на сдачу ЕГЭ по физике. Это даже выше среднего показателя по Казани! Так что пример «вертолетного» класса оказался заразительным.
Мы специально пошли на этот эксперимент, чтобы доказать: небольшими усилиями, привив детям интерес к изучению естественных наук, можно решать серьезные задачи по профориентации.
– Вы ограничились одним классом?
– Отнюдь. В 2010 году взяли на попечение, то есть сделали физико-математическим, еще один девятый класс, это же сделали в последующие годы. В общем, продолжаем эту работу и останавливаться на достигнутом не намерены. Хотя бы несколько из этих ребят в перспективе придут на наш завод – уже посчитаю, что миссия выполнена.
Уверен, если каждое промышленное предприятие организует по одному такому классу, это повлияет на решение проблем с обеспечением нашей промышленности специалистами рабочих и инженерных профессий.
– Вадим Александрович, вы действительно считаете, что возможно реанимировать интерес молодежи к техническим специальностям?
– Да. И это, в принципе, несложно сделать, если объединить усилия школ, учреждений профессионального образования, промышленности и средств массовой информации. Очень серьезно кадровой проблемой занялось руководство республики. В рамках запущенного в прошлом году Министерством образования и науки проекта «Школа после уроков» общеобразовательные учреждения оснащаются учебно-исследовательским и технологическим оборудованием. Так, совместный проект КВЗ, КНИТУ-КАИ и гимназии №8 получил грант в размере одного миллиона рублей, который пошел на развитие школьной базы технического творчества.
КВЗ также оказывает помощь Федерации авиамодельного спорта Татарстана. Мы хотим, чтобы как можно больше молодых людей занимались этим видом спорта, делали своими руками модели самолетов и вертолетов. Глядишь – некоторые из этих ребят пойдут учиться в авиационные учебные заведения. И найдут свое призвание в профессии авиастроителя.
момент в биографии
Студенты спроектировали реальный вертолет
Вадим Лигай, учась в Московском авиационном институте, активно занимался в студенческом конструкторском бюро. В то время ЦК ДОСААФ заказал этому КБ разработку эскизного проекта легкого спортивного вертолета для замены снимавшегося с эксплуатации Ми1. Данный проект лег в основу дипломной работы не только Вадима Лигая, но и его одногруппника Игоря Бугакова (ныне – первый заместитель генерального директора КВЗ по научнотехнической стратегии). А третьей в дипломной группе была Наталья Костарева – член женской сборной СССР по вертолетному спорту. Она, как летчикэксплуатант, давала молодым людям технические задания, выдвигала требования, в соответствии с которыми проектировался новый винтокрыл. Ввиду того что был разработан реальный эскизный проект, в институте впервые организовали защиту дипломной работы творческой группы из трех человек. Причем принимала работу комиссия в расширенном составе, в которую вошли, в частности, представители конструкторских бюро Миля и Камова.
Кстати, заместитель генерального директора КВЗ по экономике и управлению имуществом Николай Привалов – однокурсник Лигая и Бугакова, как и они, с 1976 года работает на этом предприятии.
факты и фактики
Посмотрели и полетали
На днях Казанский вертолетный завод распахнул свои двери для воспитанников казанского Центра детского технического творчества имени Чкалова, сообщили в прессслужбе Министерства промышленности и торговли.
Детям провели экскурсию по предприятию, показали высокотехнологичное оборудование модернизированного механообрабатывающего производства, пустили в святая святых завода – сборочный цех. Ребятам разрешили даже «полетать» на комплексном тренажере вертолета Ми172/Ми8МТВ. Руководство КВЗ рассматривает детское техническое творчество как один из важнейших аспектов воспитания нового поколения будущих конструкторов и инженеров. И традиционно принимает на своем предприятии группы школьников и студентов.
Кружки для тысячи детей
Создание детских кружков технического профиля – дело непростое. Поэтому запущенным Министерством образования и науки и Министерством промышленности и торговли проектом «Школа после уроков» предусмотрена грантовая поддержка общеобразовательных учреждений – на создание базы для научнотехнического творчества.
Конкурс на участие в проекте проводится по трем номинациям: аграрнотехническая, научнотехническая и спортивнотехническая. Планируется, что 1 сентября текущего года в 80 школах республики откроются новые кружки технической направленности, в которых будут заниматься не менее тысячи ребят.
Кроме того, под руководством Минпромторга разрабатывается концепция дол
госрочной целевой программы «Развитие технического творчества детей и юношества в Республике Татарстан на 2014–2016 годы».
Из личного
Вадим Лигай считает себя счастливым человеком, потому что безумно любит свою семью и работу. С будущей супругой Галиной познакомился в общежитии вертолетного завода, через полгода поженились. Старший сын Вадим сразу после окончания Казанского авиационного института пришел на КВЗ, сейчас он директор по производству. Младший Денис – заместитель генерального директора казанского завода «Старт» на «Тасме». Дети подарили родителям четырех очаровательных внучек.
Глава КВЗ – страстный охотник и рыбак. А еще обожает шахматы. Но времени на увлечения катастрофически не хватает. И шахматная доска с расставленными фигурами в основном сиротливо стоит на столике в его рабочем кабинете.