или Новые перспективы старой излучины Казанки
Как же быстро мы привыкаем к комфорту и забываем о лишениях, связанных с его созданием. Взять, к примеру, метро, в свое время доставившее казанцам массу неудобств изза строительства. Зато теперь все рады, что у нас есть этот замечательный вид общественного транспорта. Вот и сегодня Казань преображается, хорошеет на глазах – это факт неоспоримый, и не надо принижать больших положительных перемен, которые пережил город за последнее время. Не зря наш мегаполис, нравится это комуто или нет, называют третьей столицей России. И то ли еще будет!
К Универсиаде в Казани сделано (и еще делается) многое, но вот она завершится – будем отдыхать? Конечно, нет. Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Благоустройство, преображение столицы Татарстана продолжатся, незавершенных дел еще много.
К примеру, есть в городе одно неуютное место, по которому, образно выражаясь, давно метла плачет. Это старое русло реки Казанки, или, как его называют специалисты, отсеченная излучина, образованная после заполнения Куйбышевского водохранилища в 1957 году и расположенная в Кировском районе у подножия Зилантовой горы. Это почти центр города и в тоже время – глухое непосещаемое место, очень удобное для того, чтобы тихой сапой сбросить или слить сюда отходы.
Что и делалось многие годы не только жителями, но и многочисленными предприятиями. В результате водоем аккумулировал в себе такое количество вредных веществ, что уже не способен самостоятельно запустить механизм естественного самоочищения. Вся территория отсеченной излучины представляет собой, как пишут специалисты в своих отчетах, «крупноформатный очаг экологической опасности, а также потенциальной санитарно-эпидемиологической и генетической. Водоем в кризисном состоянии, с низкой эстетической привлекательностью». В донных отложениях здесь содержится более тысячи тонн нефтепродуктов, 230 тонн тяжелых металлов, особенно много хрома, кадмия, меди.
Ситуация с отсеченной излучиной давно волнует казанских ученых, специалистов-экологов, общественников. Да и власти города каждый раз при упоминании злополучной территории вздыхают и беспомощно разводят руками: да, запустили мы старую излучину, а теперь проблема обострилась так сильно, что городскому бюджету ее не вытянуть. Например, только токсичного ила со дна водоема нужно извлечь 150 тысяч кубометров. Представляете, сколько денег уйдет на его утилизацию, какие громадные средства потребуются на строительство очистных сооружений, без которых не обойтись. Суммы заоблачные. Но как бы жалко этих средств ни было, тратиться придется. Хорошо еще, что при этом не надо ничего изобретать – в республике уже есть проект оздоровления отсеченной излучины Казанки.
Еще в начале 2000-х годов казанскими учеными совместно со специалистами Института озероведения Российской академии наук была разработана технология ее поэтапного лечения. В 2006–2008 годах Академия наук РТ профинансировала фундаментальную часть проекта «Научное обоснование новой технологии оздоровления и ландшафтного обустройства бассейна отсеченной излучины Казанки». Эта работа вошла в число пятидесяти лучших инновационных проектов РТ, была включена в перечень природоохранных мероприятий, подлежащих финансированию за счет средств экофонда. Проект в 2010 году был включен в Концепцию охраны окружающей среды при подготовке и проведении Всемирной летней Универсиады в Казани.
И хотя другие, более важные и актуальные задачи отодвинули заботы об отсеченной излучине на второй план, о ней не забыли. Масштабный проект ее оздоровления был представлен казанскими учеными в апреле 2012 года на заседании III Международного конгресса «Чистая вода. Казань». Затем последовал резонансный «круглый стол» по данной теме, проведенный членами общественного совета Министерства экологии и природных ресурсов. Наконец, в марте нынешнего года на пленарном заседании IV Международного конгресса «Чистая вода. Казань» прозвучал расширенный доклад, подготовленный председателем научного совета по проблемам экологии при президиуме АН РТ, доктором химических наук, профессором Венерой Латыповой в соавторстве с первым заместителем главы муниципального образования Казани Иршатом Минкиным и начальником ФГУ «Средволгаводхоз» Фуатом Мухаметшиным.
- Есть в Казани одно неуютное место, по которому давно метла плачет. Это старое русло Казанки, или, как его называют специалисты, отсеченная излучина, образованная после заполнения Куйбышевского водохранилища в 1957 году
Активное участие в обсуждении доклада принял Премьер-министр Ильдар Халиков. Он дал поручение заместителю министра экологии и природных ресурсов республики Равилю Кузюрову обосновать смету работ с учетом поэтапной реабилитации объектов излучины из разных источников финансирования. Присутствовавший на совещании руководитель Нижневолжского бассейнового управления РФ Анатолий Быков также заинтересовался оздоровлением отсеченной излучины Казанки (кстати, река в этом месте признана частью Куйбышевского водохранилища, которое, как известно, подведомственно федеральному контролю), задал вопросы, касающиеся сроков строительства, интересовался стоимостью работ.
В настоящее время начата корректировка проекта по рекомендациям ученых-разработчиков. Так что хочется надеяться: скоро старая излучина Казанки преобразится. Венера Латыпова считает, что потребуется два сезона (работать можно будет только летом), чтобы кардинально изменить ситуацию. Сначала предстоит очистить водоем, затем восстановить его способность к самоочищению, благоустроить и озеленить берега. И мы получим вместо зловонного болота и помойки в центре города прекрасное место отдыха с великолепным видом на старинный Зилантов монастырь!
Это не утопия. Альметьевцы, например, могут поделиться опытом волшебного преображения некогда заброшенной, покрытой мусором территории (теперь уж мало кто об этом помнит) в замечательную городскую зону отдыха с каскадом прудов. Казанцы тоже способны на волшебство.