Разработан проект нового республиканского закона «Об образовании»
Сегодня депутаты Госсовета Татарстана рассмотрят и, будем надеяться, примут в первом чтении проект республиканского закона «Об образовании». Тем не менее, как показало обсуждение этого документа, состоявшееся недавно на заседании Комитета Госсовета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам, вопросы по законопроекту еще остаются.
Так, например, спорным признал в своем заключении на законопроект прокурор республики Кафиль Амиров положение о том, что выпускники вузов, обучающиеся по целевому приему и отправившиеся работать на предприятие или в муниципалитет, которые давали на них заявку, имеют право на приоритетное участие в социальной ипотеке.
Напомним: целевая контрактная подготовка специалистов действует в республике с 2004 года. Она предусматривает контракт между абитуриентом, вузом, работодателем и отраслевым министерством. Каждый год предприятия и муниципалитеты отправляют в министерства заявки о своих кадровых потребностях, сводные заявки по отраслям поступают в Минобрнауки, которое, в свою очередь, распределяет их по вузам. Вузы выделяют под целевой контрактный набор определенное количество мест, куда по отдельному конкурсу могут поступать потенциальные «контрактники». Отучившись, такие студенты, естественно, какое-то время должны отработать там, откуда на них приходила заявка.
Но это в идеале, на деле до места доезжают не все. Новая редакция республиканского закона об образовании теперь официально закрепляет необходимость за выпускником-контрактником либо отработки, либо возмещения в двойном размере затрат на его образование.
Вообще-то депутаты от Татарстана предлагали даже вернуть в недавно принятый федеральный закон об образовании советскую норму об обязательном распределении всех студентов-бюджетников, но Госдума на это не пошла, так что пришлось республиканским законодателям ограничиться закреплением на месте работы только местных целевиков. А чтобы стимулировать молодежь заключать целевые контракты, им и собираются предложить приоритетное участие в соципотеке.
Между тем, отметил в своем заключении прокурор, «ни жилищное законодательство, ни законодательство республики, регулирующее вопросы участия в социальной ипотеке, не оперируют понятием „приоритетное участие“. Значит, говорит председатель профильного Комитета Госсовета Разиль Валеев, закон о социальной ипотеке тоже придется корректировать. Впрочем, полагает он, если сегодня закон примут в первом чтении, то у депутатов будет еще время поработать над необходимыми поправками.
Не исключено, что поработать придется и в отношении другого положения законопроекта – теперь в нем говорится, что дети с ограниченными возможностями здоровья могут как ходить в отдельные классы или школы, так и учиться вместе с «обычными» детьми. На заседании комитета первого заместителя министра образования Данила Мустафина спросили: а готовы ли к этому наши школы? Программа мер поэтапного превращения образовательных учреждений в среду, доступную для людей с ограниченными возможностями, уже разработана и начинает реализовываться, заверил заместитель министра.
Были и вопросы о федеральных нормах, не прописанных в республиканском законопроекте. Скажем, новый федеральный закон предусматривает самостоятельность образовательных учреждений в финансовых вопросах. В нашем законе такой нормы нет. Значит ли это, что татарстанские школы ущемлены в своих финансовых правах? Нет, уверенно пояснили Данил Мустафин и Разиль Валеев, все нормы, прописанные в федеральном законе, обязательны и для нашего образования, просто их не стали дублировать в республиканском документе, сосредоточившись здесь только на новшествах местного уровня.
Среди таких новшеств, кстати, можно еще отметить следующие: требования к одежде татарстанских учащихся теперь будут утверждаться республиканским Правительством, республика получит право учреждать собственные (не муниципальные, а именно республиканские) высшие учебные заведения, а кроме того, законодательно будет закреплен запрет на вступительные конкурсные испытания для первоклассников – теперь ребенку могут отказать в приеме в школу только в случае отсутствия мест.