Все мы являемся потребителями жилищнокоммунальных услуг и о проблемах в этой сфере знаем не понаслышке. Очередные стенания по этому поводу не имеют смысла, а вот вопрос – что делать для изменения ситуации в лучшую сторону – остается актуальным. Об этом мы решили поговорить с заместителем генерального директора ООО «Управляющая компания ЖКХ Приволжского района» Владимиром Андреевым.
Владимир Иванович – человек по-своему уникальный. И не только тем, что продолжает трудиться на ниве жилищно-коммунального хозяйства уже более сорока лет. Он прошел путь от инженера домоуправления до главного инженера горжилуправления Казани, был первым руководителем производственного треста Советского района и знает об «узких» местах в коммунальном хозяйстве больше, чем
В частности, в восьмидесятых годах прошлого века благодаря его инициативе в Татарстане был внедрен семейный подряд в сфере управления многоквартирными домами. Тогда содержание нескольких новых многоэтажек на конкурсной основе передали конкретным семьям. Эффект превзошел все ожидания – учиться у татарстанцев приезжали жилищники из многих регионов России и даже из-за рубежа.
Другой нашумевшей историей стала «революция на Кубе», инициатором которой также был Владимир Андреев. «Кубой» в народе называют казанский микрорайон вдоль улицы Новаторов в Советском районе. Именно здесь жилищник решил навести порядок, взяв в доверительное управление пятнадцать «хрущевок». Он стал одним из первых предпринимателей, которые пришли в ЖКХ, и в то время это действительно была революция на территории конкретного микрорайона.
Первое, что сделал Андреев, – пошел в народ, чтобы познакомиться, объяснить жителям, что хочет делать и как. Именно мнение людей всегда являлось для него приоритетным. Он смог доказать, что благодаря общению с жителями, вовлечению их в совместную работу по наведению порядка в жилых домах можно сделать в ЖКХ очень многое.
– Владимир Иванович, в чем, на ваш взгляд, основная беда жилищно-коммунального хозяйства?
– ЖКХ всегда было одной из проблем, будоражащих общество. В этой сфере много «узких» мест, но основная беда, которой не уделяется должного внимания, – неполноценные взаимоотношения жильцов и работников жилищно-коммунальной сферы. Я искренне считаю, что любой руководитель управляющей компании на первое место должен ставить мнение жителей, так как именно они являются заказчиками услуг. Хотим мы того или нет, но именно жители – главное действующее лицо. Кто платит деньги, тот и заказывает музыку. И для того чтобы правильно организовать эти взаимоотношения, необходимо вовлекать людей в процесс управления жилым фондом.
Этот момент у нас упущен по разным причинам. И пожалуй, основная заключается в том, что работникам жилищно-коммунальной сферы невыгодно иметь дело с грамотными подготовленными потребителями услуг, такие люди «слишком много требуют». Но если мы действительно хотим изменить ситуацию к лучшему, навести порядок в конкретном доме, то эту проблему необходимо решать, и настало время решать ее грамотно и безотлагательно в интересах нашего общего благополучия. Нужно помочь жителям самоорганизоваться. Для этого управляющие компании должны повернуться лицом к населению, быть предельно открытыми и доступными для общения и решения проблем.
– Не могу не привести пример из личного опыта. На крыше нашего дома без согласия жителей пытались установить оборудование оператора мобильной связи. Инициативная группа жильцов решила обговорить этот момент с руководителем управляющей компании. Но первое, что он сказал, выслушав людей: «Вы не собственники помещений и говорить с вами не о чем». Дом сдан по социальной ипотеке, и это действительно так. Но сам факт, что управленец не считает нужным общаться с населением и обсуждать важные моменты, возмущает. Как повернуть таких коммунальщиков лицом к жителям?
– Думаю, решить вопрос можно только при помощи власти. К сожалению, в данной ситуации власть пока выступает в роли наблюдателя. А население и коммунальщики вместо того, чтобы работать сообща, оказываются по разные стороны баррикад. Но если УК будет получать сверху четкое указание, что любое решение должно быть согласовано с жителями многоквартирных домов и эта практика будет четко, планомерно внедряться, то со временем вопросы отпадут сами собой и обоснованные жалобы жителей на такие взаимоотношения прекратятся.
- Владимир АНДРЕЕВ, заместитель генерального директора ООО «Управляющая компания ЖКХ Приволжского района»:
«Чтобы правильно организовать взаимоотношения между управляющей компанией и населением, необходимо вовлекать людей в процесс управления жилым фондом».
На одном из совещаний Президент Татарстана Рустам Минниханов сказал, что после проведения Универсиады приоритетной сферой станет жилищно-коммунальное хозяйство. И это не случайно. Слишком многое ставится на карту, а именно: благополучие и настроение населения. Конечно, не дело Президента заниматься проблемами общедомовых нужд, текущего ремонта – они должны решаться на уровне жителей и управляющих компаний. Но пока глава республики вынужден решать эти вопросы, потому что по-другому не получается. Он не может пустить эту сферу на самотек, так как отвечает за благополучие всего Татарстана. А «внизу», к сожалению, проблема по большому счету не решена, так как, повторюсь, не строятся отношения с жителями, а если и строятся, то, к сожалению, формально, для галочки.
– Допустим, власть возьмет на контроль взаимоотношения между УК и населением. А каковы механизмы? Как все будет работать на практике?
– Согласно новому жилищному законодательству в каждом доме должен быть избран совет из числа активистов, который возьмет на себя вопрос взаимодействия с управляющей компанией. Советы должны утверждать, к примеру, планы работ по текущему или капитальному ремонту. Должны проводиться собрания жителей, на которых обсуждались бы самые насущные проблемы и по ним принимались бы решения. Чтобы все согласовывалось с населением не на словах, а люди на деле были активно вовлечены в управление жилым фондом.
Существует мнение, что все жилищники – воры и жулики. Чтобы его изменить, необходимо обеспечить максимальную финансовую прозрачность. Чтобы для каждой управляющей компании стало правилом регулярно показывать жильцам, сколько денег собрано, кто неплательщики, какие работы выполнены, а какие нет, сколько денег в резерве. Эти цифры можно даже периодически размещать на счетах-фактурах вместо рекламы.
В то же время и роль управляющей компании нельзя принижать. Нужно выстраивать такие взаимоотношения, чтобы она чувствовала себя полноценным игроком и знала, за что работает. Вот бытует мнение, что управляющая компания не должна иметь прибыль. А, собственно, почему? Это частная фирма. Это такой же предприниматель, как, к примеру, владелец стройсервиса или магазина. Поэтому в данном вопросе должна быть ясность: вот эти деньги – на ремонт, эксплуатацию и содержание жилого фонда, а это – честно заработанные рубли, которые, как руководитель фирмы, я могу тратить на то, на что посчитаю нужным.
– По закону можно организовать совет дома или микрорайона, но
– Вопрос управления жилым домом непростой, но по большому счету любой человек может быть участником этого процесса. Мы все собственники, и каждый из нас в своей квартире управдом. Но в каждом доме должен быть еще и уполномоченный жителями управдом, в данном случае – совет дома. И в этом жильцам необходимо помочь. Поэтому на начальном этапе их самоорганизации к процессу необходимо подключиться властным структурам и управляющим компаниям.
Нельзя этот процесс пускать на самотек. Если проводить эту работу целенаправленно и грамотно, то результат будет хороший.
Нужно мобилизоваться работникам ЖКХ и начать разъяснительную работу среди жителей. В каждом доме нужно подобрать актив из числа жильцов, пусть будут два-три человека. При этом важно сделать упор на людей неравнодушных, тех, кто не может мириться с грязью в подъезде, отсутствием воды и так далее. Обязательно нужно продумать, как их заинтересовать, чтобы они работали. В какой форме это будет сделано – в виде каких-то льгот или денежного вознаграждения – об этом нужно подумать совместно с жилищниками, управляющими компаниями и городской властью. Тогда можно создать эффективные советы домов и подобрать активистов на уровне микрорайонов. И, конечно, необходимо провести обучение этих людей. Неграмотный человек в любой отрасли ничего хорошего не приносит – одни убытки и издержки. Поэтому организация обучения не только жителей, но и самих работников ЖКХ – вопрос весьма актуальный.
– Вы работаете в сфере жилищно-коммунального хозяйства очень давно. Неужели за столько лет ничего не изменилось и нет положительных моментов?
– Ну почему же? Появляется конкуренция в ЖКХ, есть много желающих работать на этом рынке услуг. Однако, на мой взгляд, нужно открыть дорогу еще большему количеству людей, чтобы они могли участвовать в данном процессе. Потому что конкуренции все-таки недостаточно. Проводя конкурсы для предпринимателей, желающих работать в этой сфере, нужно отбирать тех, кто хочет действовать по-новому, действительно желает изменить ситуацию в лучшую сторону. В этих конкурсах должны участвовать и действующие руководители управляющих компаний. Пусть они себя покажут, расскажут, как сейчас работают и как намерены действовать в перспективе.
Подводя итоги нашего разговора, еще раз подчеркну: в ЖКХ необходимо решить два ключевых момента – обеспечить прозрачность в производственно-финансовых вопросах и неформально вовлечь жителей в процесс управления жилым фондом. Тогда все станет на свои места и жилищно-коммунальное хозяйство перестанет быть головной болью и для жителей, и для власти.
Убежден, порядок в доме – критерий экономический, больше порядка – меньше затрат. Если мы сможем навести порядок в доме, то будет он и в городе, и в стране.
P.S. В мае Правительством РФ утверждены Правила управления многоквартирными домами, согласно которым коммунальщики должны согласовывать каждый свой шаг с жильцами – будь то проведение ремонта или повышение квартплаты. Теперь эти вопросы будут решаться на общем собрании, которое считается легитимным, если на него придут как минимум 51 процент собственников квартир. Сотрудники управляющей организации или ТСЖ должны регулярно отчитываться перед жильцами о проделанной работе.
И это далеко не все новшества. Как они будут работать на практике, узнаем уже в ближайшее время.