Мировые компании считают дурным тоном закрытость, нежелание показать гостям свое производство. А татарстанские?
Будучи в Нидерландах с туристической группой, мы, конечно, не прошли мимо знаменитых амстердамских достопримечательностей, в том числе Домамузея Рембрандта, Государственного музея Винсента ван Гога. Однако более всего впечатлило (да простят нас великие художники!) посещение небольшой деревенской фермы.
Живописное, ухоженное местечко. Ветряная мельница, овечки на зеленом лугу. Фермеры провели нас по всей цепочке приготовления здешних сыров – от закваски до складирования их на сушку. Ни один из экскурсантов не уехал отсюда без национального лакомства, ведь, как гласит голландская поговорка: «У кого есть сыр, тому десерт не нужен». Попутно прикупили нидерландские кломпы – башмаки из древесины – в предусмотрительно развернутой здесь же сувенирной лавке. Так что довольны остались все – и гости, и хозяева.
ВСЕМ КОМПАНИЯМ ПРИМЕР
Индустриальный и агропромышленный туризм – реальное подспорье в развитии как отдельно взятых предприятий, так и целых городов, превосходный инструмент для маркетинга территорий и борьбы с конкурентами. Первой это поняла Америка. Еще в далеком 1866 году в крохотном Линчбурге (штат Теннесси) винокурня «Джэк Дэниэлс» в день своего открытия распахнула двери для туристов. Ее гостеприим-ство в немалой мере послужило расцвету и завода, и городка. С того времени здесь производят виски «Jack Daniel’s», ставшее одним из символов США. А уездный Линч-
бург превратился в столицу бизнеса, которой завидуют даже города-миллионники.
Для Америки давно стало нормой наглядно демонстрировать всему свету свои достижения. Страна, не имеющая богатого архитектурно-исторического наследия, привлекает туристов индустриальным настоящим. Обратить на себя внимание стараются и скромные хлебопекарни, и столпы экономики. К примеру, можно запросто попасть на завод корпорации «Боинг» и со смотровых площадок цехов наблюдать за сборкой и тестированием уже известных моделей самолетов, реактивного «Боинг-787 Дримлайнер» нового поколения.
Туристов принимают даже заводы одного из крупнейших в мире производителей военной и аэро-
космической техники «Дженерал Дайнэмикс». В российском оборонно-промышленном комплексе такое и представить невозможно. Но почему?
БУМ, ПРОБУЖДАЮЩИЙ РОССИЮ
Двадцать лет назад бум промышленного туризма охватил и Европу. В Германии, например, лидером по посещаемости стал баварский автопроизводитель «БМВ» – в среднем более 250 тысяч туристов в год. В Великобритании самым популярным индустриально-туристическим объектом считается шоколадная империя «Кэдбери» – она принимает ежегодно около 400 тысяч гостей.
А в фирме «Морган Мотор Компани», выпускающей эксклюзивные спортивные автомобили класса «люкс», можно не только посмотреть процесс сборки спорткаров, но и прокатиться на них. Председатель комитета внешних связей и туризма исполкома Казани Иван Кадошников рассказывал, что полный экскурсионный набор на этом предприятии обошелся ему всего лишь в три фунта стерлингов (около 150 российских рублей). Фирме в данном случае важно не заработать на туристах, а прорекламировать себя.
В общем, цивилизованный мир давно понял, что промышленный туризм – это прекрасный маркетинговый ход, эффективно
поддерживающий бренды. В отличие от дорогостоящих рекламных кампаний в СМИ он, как показывает опыт, не требует глобальных вложений ни от принимающей стороны, ни от организаторов экскурсий и гостей.
В поле зрения российского турбизнеса пока попала лишь мизерная часть предприятий. Сегодня политику открытости ведет Калининская атомная электростанция, расположенная около города Удомля Тверской области. К ней присоединился Государственный космический научно-производ-ственный центр имени Хруничева, изготавливающий ракеты-носители «Протон», «Ангара», «Космос-3М», а раньше выпускавший продукцию для «ракетно-ядерного щита СССР». Обзорные экскурсии по всему производству предлагает Ликинский автобусный завод. Там, между прочим, разрешается фотографировать – везде.
Недавно впервые в нашей стране у туристов появилась возможность воочию наблюдать сборку грузовиков на заводе «Вольво Трак», открытом шведским концерном в Калуге. А вот более известный КамАЗ на предложение принимать у себя на производстве организованные группы туристов пока не реагирует, сокрушается один из немногих в России экспертов в области индустриального туризма Алмаз Курмаев.
ДЕМОНСТРАЦИЯ ЧЕСТНОСТИ
Безусловно, Татарстан обладает богатым культурным наследием, которое привлекает к нам туристов. Но, думается, поток этот можно удвоить, если открыть для гостей республики еще и брендовые предприятия региона.
Такая мера вполне органично вписалась бы в тренд, обозначенный Агентством инвестиционного развития РТ с его пиар-проектом «Invest in Tatarstan». Презентации социально-экономического потенциала республики во многих странах требуют немалых денег, но стоят того: по данным агентства, за последнее время узнаваемость Татарстана в мире повысилась с 18 до 44 процентов. Программа по развитию промышленного туризма может обойтись дешевле, но стать не менее эффективным инструментом. Для начала можно включить в нее наиболее крупные и значимые компании, от которых во многом зависят имидж, репутация Татарстана, его узнаваемость в мире. Открытость предприятий – это и демонстрация потенциальным потребителям, инвесторам честности, прозрачности системы управления, конкурентоспособности и уверенности в завтрашнем дне. Но…
Продвижением промышленного туризма в республике занимается, по сути, один человек – активист-экскурсовод Алмаз Курмаев. Встречаясь с представителями предприятий, чиновниками, он объясняет им преимущества этого направления. А комитет внешних связей и туризма исполкома столицы рассылает соответствующие письма на предприятия. Министерство по делам молодежи, спорту и туризму своего интереса к теме не обозначает.
По словам Курмаева, первой компанией, которая откликнулась на его предложение, стал «Тат-спиртпром». Посещение ряда его заводов было включено в туристическую программу некоторых групп. Гостям затея понравилась, и мало кто из них ушел с предприятий без покупки, особенно после дегустации. «Главное – люди набираются впечатлений, рассказывают о них своим знакомым. А это стоит большего, нежели просто бутылка вина», – считает Курмаев. Кроме того, ему удалось найти взаимопонимание с руководителями племенного конезавода «Казанский», что в селе Званка Пестречинского района. Он включил это сельхозпредприятие в один из своих экскурсионных маршрутов. И люди с большим удовольствием побывали здесь.
КЛОНДАЙК ИЛИ НЕ КЛОНДАЙК?
По крайней мере, готовы обсудить с туроператорами предложение о сотрудничестве такие предприятия, как Казанский медико-инструментальный завод, казанская «дочка» московской ювелирной компании «Алмаз-Холдинг», имеющая собственную пробирную палату, меховая фабрика «Мелита», «Соллерс-Елабуга», собирающий коммерческие автомобили «FIAT Ducato» и грузовые «Isuzu». Однако большинство представителей промышленности, которым предлагали включиться в туристические маршруты, никак на это не отреагировали.
- Большинство татарстанских промышленных компаний, которым предлагали включиться в туристические маршруты, никак на это не отреагировали. Среди них КамАЗ, а он мог бы стать клондайком для Набережных Челнов…
А ведь тот же КамАЗ мог бы стать клондайком для Набережных Челнов, пока привлекающих к себе гостей только дельфинарием. Чем дольше туристы остаются в городе, тем больше они там тратят денег. Многие охотно бы посетили автогигант, взрастивший команду «КАМАЗ-Мастер» – одиннадцатикратного победителя трансконтинентального супермарафона «Дакар». Да и просто посмотреть, как собираются знаменитые большегрузы, интересно многим. А если еще и позволят посидеть за рулем «КамАЗа», а то и чуток прокатиться… За это можно раскошелиться.
ИДЕМ СВОИМ ПУТЕМ
– Промышленные туры по своему предприятию мы организовываем уже более десяти лет, – утверждает генеральный директор Зеленодольского завода имени Серго Радик Хасанов. – Начали заниматься этим в рамках профориентационной работы. Приглашаем учащихся школ, колледжей, техникумов Зеленодольска и близлежащих регионов – Марий Эл, Чувашии – на специализированные экскурсии по подразделениям предприятия. Такие туры проводятся, как правило, один раз в месяц. Несколько лет назад мы закупили так называемые радиогиды, позволяющие слушать экскурсовода даже в шумных цехах. Кроме того, регулярно, причем бесплатно, проводятся экскурсии для отдыхающих заводского санатория-профилактория «Волга», которые с интересом осматривают цеха, где создаются холодильники под брендами «Мир», «Свияга», «POZIS», художественную мастерскую. Мы также готовы войти в профессиональные туристические программы…
По словам генерального директора Казанского вертолетного завода Вадима Лигая, экскурсии для школьников и студентов по этому предприятию организуются в последние годы регулярно – с целью профессиональной ориентации молодежи.
– А в прошлом году на базе КВЗ состоялось первое заседание Координационного совета по промышленности РФ, на которое прибыли руководители профильных министерств и крупных компаний субъектов России, – рассказывает Вадим Лигай. – После этого заметно участились визиты на наш завод региональных делегаций. Мы принимаем их, делимся своим опытом со всеми, кому это интересно. Согласен, приход гостей стимулирует сотрудников к наведению порядка на своих рабочих местах, опосредованно влияет и на эффективность труда. Хоть департамент создавай по приему гостей! И турагентства предлагали нам подписать договоры об организации экскурсий. Однако надо понимать: КВЗ – оборонное предприятие, вход – строго через проходную. Поэтому мы должны знать, что туроператор приведет к нам конкретно Иванова, Петрова, Сидорова с их персональными данными…
Как замечают профессиональные гиды, многие руководители российских компаний ставят знак равенства между промышленным туризмом и промышленным шпионажем. А причинами «бесконтактности» с туристами называют «стерильность», режимность своих хозяйств, отсутствие в штате людей, которые занимались бы гостями.
Но ведь никто не предлагает делать из предприятий проходной двор, допускать всех желающих на сверхсекретные производства. Как показывает мировая практика, все остальные вопросы решаемы. Было бы желание.