Экос. Древнегреческое слово, имевшее сакральный смысл – «обиталище», «кров», «дом», – в технотронную эру обрело тревожный оттенок. Экологическая проблема как вызовимператив вошла в актуальную повестку дня человечества. Ей посвящаются вселенские соборы, конгрессы, саммиты… Россия 2013 год маркировала Годом экологии.
Все это – признаки всеобщего беспокойства о состоянии окружающей нас среды. Множатся мрачные прогнозы. На небосклоне бытия нависают тучи алармизма, фатализма.
Реальна ли опасность экологического апокалипсиса? Об этом размышляет профессор Энгель Тагиров.
«Последний день Помпеи»
Экологическое благополучие уже давно является ключевой проблемой. Человечество еще на заре своего становления интуитивно ощущало свою кровную связь с природой, облекая ее в художественно-мифологическую форму «войны богов», «похищения огня», «всемирных потопов», «схода цивилизаций» с рельсов истории… В каждом из подобных образов творения сокрыта не только статика трагических катаклизмов, но в них – урок и назидание.
«Последний день Помпеи». Что в этой картине: только ли художественная ретроспекция гибели части античного мира или эмоционально острое предчувствие грядущего краха образа жизни, цинично стремящегося сделать природу своей безропотной служанкой? Вглядываясь в пейзаж начала третьего тысячелетия, ощущая усиливающийся напор постиндустриализма на матушку-природу, невольно останавливаешься на втором варианте прочтения философского замысла автора картины Карла Брюллова. Пытаясь понять, куда вытягивает локомотив истории человечество, взвихренное угаром потребительства, эгоматериализма и дикой гонки «властелинов» мира за глобальное господство, проникаешься тревожной мыслью о его уклоне в сторону духовно-экологического крушения. Признаки– всполохи общецивилизационного кризиса, стержневой начинкой которых является экофермент, заполонили весь горизонт.
Глобальный экологический кризис – явление многосоставное, смесь разных начал: естественного и искусственного, технологического и гуманитарного, антропологического и природного. Природный фактор, конечно, один из решающих. Экологические катастрофы (их число за 10 лет возросло вчетверо), радикальное потепление климата (за 120 лет Северное полушарие потеплело более чем на один градус по Цельсию, причем за ближайшие к нам 15 лет – на 0,4 градуса. Последние десятилетия ХХ века стали самыми теплыми за сто лет наблюдений). А возьмите циклические сдвиги в коре земного шара. Такого рода катаклизмы разрушают «ткань» жизни во Вселенной.
Но Земля в несколько раз больше страдает от деятельности человека, чем от природно-климатических потрясений. Опасности разрушения подвергаются все жизнетворные «точки» планеты. Методично и динамично обескровливается вся земная поверхность. Из недр ежегодно извлекается 100 млрд тонн руды, полезных ископаемых и строительных материалов. Стремительно сокращаются масштабы лесных массивов. Скорость исчезновения лесов составляет 6 млн гектаров ежегодно. На каждые 11 вырубленных деревьев в мире высаживается одно. Нарастает скорость опустынивания некогда цветущих территорий. Ежегодно на несколько миллионов гектаров в год прирастает площадь пустынь. Под угрозой полного исчезновения – 10 процентов растений, 20 – животных, 75 процентов кораллового массива Мирового океана.
Экологические катаклизмы врываются и в социодуховную сферу жизни мирового сообщества, сея семена нищеты, бедствий, конфликтов.
Голод. Как и в «темное Средневековье», он властвует на планете. По данным ООН, в день от голода умирают 18 тысяч детей. Количество голодающих в мире составляет более миллиарда, это каждый седьмой землянин. ООН была намерена к 2015 году уменьшить количество голодающих наполовину, но их число за каждое десятилетие возрастает на 100 млн человек. Для достижения цели, поставленной ООН, необходимо вкладывать 30 млрд долларов в год. Но что такое 30 млрд в год, если в мире существуют 500 миллиардеров? То есть проблема не в дефиците финансов, а в «разрухе», наступившей в головах людей, загрязненности моральных «фильтров» в сфере сознания.
Болезни. Они в мире скашивают почти четверть детей до их совершеннолетия. Одна треть новорожденных имеет патологические отклонения. Дело не в бессилии медицины: сказывается дефицит чистых воды, продуктов питания, воздуха. То есть по большому счету речь идет о дефиците генетической матрицы homo sapiens, снижении порога его интеллекта.
Война. Как она была, так и остается «повивальной бабкой» истории. За все время существования человечества друг друга сменили примерно 800 поколений. «Стаж» войны насчитывает свыше четырех тысяч лет, а передышка между войнами не превышает трехсот лет. Арсенал народоубийства пополняется серией новинок, в которых велик удельный вес экобацилл.
Терроризм. Утверждают, что это также наследие древности. Но с чем связана его трансформация от отдельных эпизодов в доисторическое время в феномен глобального масштаба? Современный терроризм многолик, вездесущ, непредсказуем и беспощаден во всех своих ипостасях – от ракетной до химико-биологической, экологической. Но своим «пупком» он неизменно связан с нарушенной экологией, прежде всего духовной.
Экораковая опухоль расползается вширь и вглубь. Излечима ли болезнь? Не настает ли последний день «индустриальной Помпеи»?
Человек – губитель или союзник природы?
Согласно одному из распространенных подходов к теме, человек как был изначально варваром, так им и остался, и никаких изменений в первозданном коде его не произошло. Природа для него, варвара, была лишь ресурсно-сырьевой кладовой, обслуживая его хозяйственные, продовольственные, технологические потребности. И он, подчиняясь закону выживания, нещадно ее истощал, губил, вступая на путь войны как с природой, так и с себе подобными.
Формула «кушать хочется!», вмонтированная в гены человека еще в доисторическое время, задолго до каменного века, стала философией выживания, воспроизводства и приспособления к изменявшимся условиям окружающей среды. Вот откуда корни экологической «извращенности» современного человека. И изменить его, повернуть на путь достижения равновесия между двумя великими началами – человеком и природой – практически невозможно. Поэтому современное человечество может разделить участь тех великих цивилизаций (майя, шумеры и др.), которые экологическим «цунами» были разметаны во времени. Мрачные диагноз и прогноз, оставляющие совсем немного надежды на «исправление» человека, сохранение рода homo sapiens…
Но есть и другой, более оптимистический взгляд на взаимодействие человека с природой. Речь идет о многомерности феномена человека. Человек – дитя природы, и из природы он выпасть не может. Одновременно он не только природное, но и общественное существо, одушевленная сила природы. Как человеческое природное существо он обладает сознанием и волей, способностью союзничать с природой, оберегать ее, использовать природный потенциал и ресурсы в своих интересах. Значит, он, в принципе, может сознательно регулировать свои отношения с природой. Более того, человек, будучи по своей сути гуманистом, романтиком, идеалистом, кровно заинтересован в сохранности терапевтического, одухотворяющего потенциала природы. Конечно, при этом в целях поддержания жизни он часто выходил за рамки экологических ограничений.
Глобальный экологический кризис развивался естественным образом как непреднамеренный результат производственной деятельности человека и его возрастающего по экспоненте воздействия на внешнюю природную среду. То есть давление на природу – это не генетическое, не врожденное свойство человека, а стихийно сформировавшийся тип культуры его взаимоотношений с природой, характерной ноосферному периоду эволюции биосферы. По мере утверждения философии коэволюции изменялась и система взаимоотношений с природой. С этой точки зрения история человечества – это путь долгого и драматического прозрения, его движения от эпохи варварства к современности.
Мы часто задаемся вопросом: какая из экологических проблем сейчас является самой важной? Но ведь все они одинаково важны и взаимосвязаны друг с другом. Может быть, есть смысл повернуть мысленастрой, философию бытия на осознание того, что «промедление смерти подобно»? «Закат Европы» (О.Шпенглер), «конец истории» (Ф.Фукуяма), «предел роста» (Д.Медоуз), «война цивилизаций» (С.Хантигтон) и подобные этим прогнозы имеют под собой серьезные основания.
Академик Н. Н.Моисеев еще в 70-х годах прошлого века предупреждал, что при сохранении экологической практики нынешних мегатрендов общепланетарная катастрофа может наступить через 50 лет. Важно поэтому понять, что экологические проблемы предстоит решать тем или иным способом уже при жизни современных поколений. Единственный вопрос в том, как они будут решаться: путем войн, геноцида, голода, эпидемии и социального коллапса или на основе ментального переворота, интеллектуальной революции, озарения сознания.
Как важно не ошибиться в выборе жизненных стратегий! Но лишь одна из них спасительна: ставка на разум, переход на ноосферную философию мышления и действия. Ибо дальнейшая эволюция человечества будет определяться не выживанием сильнейшего, а выживанием мудрейшего. Вот о чем звонят колокола постиндустриализма. Не услышать их – преступно.