Специалисты международной исследовательской группы TNS Global выяснили, что в России за последние пять лет почти в два раза увеличилось число женщин, управляющих автомобилем. Если в 2006 году таких представительниц прекрасного пола насчитывалось 1,7 миллиона, то к 2012 году их число выросло до 3,07 миллиона. Татарстан не является исключением: в нашей республике число женщин-водителей тоже постоянно увеличивается.
Мы, женщины, не страдаем гендерным шовинизмом, но признаем, что дамы за рулем значительно отличаются от своих коллег-мужчин. Это проявляется уже при покупке автомобиля: если мужчины обращают внимание на мощность, объем двигателя и другие технические параметры, то женщины – в первую очередь на внешний вид. И даже автопром уже отреагировал на изменения. Заметили ли вы, что с конвейеров автозаводов все больше сходит автомобилей с несколько женственным дизайном – с округлыми боками-крыльями, кокетливыми фарами и внушительными бамперами? Столь же различен мужской и женский взгляд на вождение. Об этом – в признаниях одной из казанских автоледи.
* * *
«Зачем мне автомобиль?» – думала я. Младшего сына в детсад отводить не проблема – садик рядом, практически во дворе. А сама – автобусом на работу и с работы.
Но когда сын пошел в школу, передвижения по городу стали напрягать, тем более что он дорос до платного проезда в общественном транспорте… Да и пробки в личном авто, как мне сказали, переносятся намного легче, чем в автобусе.
По моему очень личному мнению, водить я умею – обучалась полгода, права не покупала, все шесть раз честно сама сдавала экзамены. Правда, было это в студенчестве, то есть в прошлом тысячелетии. Мой тогдашний инструктор – многодетный отец, все больше сам сидел за рулем, и время, отведенное для обучения, тратил на свои дела. В дни, когда у него не было личных дел, мне удавалось не только посидеть в водительском кресле, но и поездить по кругу.
С тех пор прошло более 20 лет, и мой «водительский» стаж внушает страховщикам уважение, когда они подсчитывают причитающуюся мне скидку на стоимость страхового полиса. Только вот людей, которые знают мои реальные возможности, даже красота ламинированной карточки, заменившей удостоверение старого образца, не вводит в заблуждение. Они довольно прозрачно намекали мне на необходимость «освежить в памяти некоторые детали вождения»: вспомнить, например, где педали газа и тормоза, как справляться двумя ногами с тремя педалями, как поворачивать, парковаться, спускаться с горки… Совсем немного, в общем-то.
Семейный подряд
Каждая автоледи знает, что ни в коем случае нельзя учиться вождению с мужем, сыном или другим родственником мужского пола. Но каждая, тем не менее, пытается это делать. Не стала исключением и я.
Первым инструктором, «по статусу» обязанным быть покладистым, определила старшего сына. И вот он, всего год назад выучившийся водить, сидит в пассажирском кресле с улыбкой на лице и после каждого моего водительского ляпа менторским тоном выговаривает: «Надо было газку добавить… Надо было поворотник включить. Давай я поведу, ты здесь не вырулишь…» В общем, отрывается на родительнице вовсю, упиваясь собственным превосходством (забыл уже, как сам пыхтел, впервые сев за руль без инструктора). Назвал меня педальтоником за то, что пару раз спутала педаль газа с педалью тормоза, трамваем – за то, что еду туда, куда ведет дорога, а не куда нам нужно.
Второй своей жертвой я назначила супруга. Тренировка на площадке на территории около старого аэропорта в Казани прошла прекрасно: заезд в гараж осваивать не стала (все равно гаража нет), зато осилила то, без чего, по моему мнению, не обойтись: упражнение «змейка» (этот навык в нашем дворе очень пригодится), езду задним ходом и параллельную парковку. Все прошло успешно – никого не сбила (некого было), только слегка потрепала коробку передач и нервы.
На следующий день решили отрабатывать «эстакаду». Весьма полезный опыт в условиях казанских дорог, где всякие уклоны, подъемы как будто специально существуют или перед светофорами, или на второстепенных дорогах у сложных перекрестков. А если еще сзади пристроится автофроттер (красные автобусы, например, очень любят эротично прижиматься к бамперу впереди стоящей машины), неумение прочно держаться на колесах чревато крепким, десна в десну, поцелуем, доставляющим мало удовольствия.
Искусству тронуться и не скатиться по наклонной плоскости можно поучиться в плотном потоке машин, но это нежелательно. Идеальная горочка для отработки – Аметьевская магистраль в Казани, недалеко от центрального управления ГИБДД. Внимательно слушаю инструкцию: «Въезжаешь на горку, нажимаешь на тормоз, стоишь, потом потихоньку отпускаешь сцепление. Как только ощущаешь легкую дрожь машины, потихоньку отпускай тормоз, машина „схватится“, «зависнет» на одном сцеплении, далее потихоньку дави газ и медленно, без рывков въезжай на горку». Дрожь и схватки машины не прочувствовала, дрожащее авто забилось в неудачных родах, потом обреченно затихло и покатилось назад…
Считается, что женщины больше полагаются на свои ощущения, однако на автомобиль понятия «почувствовать, уловить, ощутить» не распространяются. Поэтому, видимо, мой наставник пошел по другому пути: «Ориентируйся вот по этому приборчику, тахометр называется: стрелка зашевелилась – отпускай ручник и нажимай на газ…» Когда выяснилось, что могу путать заднюю и переднюю передачу, узнала, что мой супруг умеет материться. На следующий день пытались ехать в потоке машин, и когда муж начал молиться, я поняла: фиговый он инструктор…
Шумахеры от рождения
Вывод из семейного обучения вынесла такой: все мужчины родились Шумахерами, у них никогда в жизни не глохнет мотор, они не имеют привычки застревать поперек трамвайных путей, а по горке авто у них катится только вверх… А если на них орут, то они не впадают в ступор, не тупеют, а, наоборот, просветляются и начинают все лучше понимать.
Много позже на своем жизненном пути мне довелось встретить реликт – мужчину, который не родился с рулем в руках. Это Степаныч, сосед по даче. Ему сейчас далеко за 70, он всю жизнь был личным водителем у разных боссов. Вот он-то и признался мне, что в начале своей водительской карьеры, которая пришлась на годы службы в армии, у него и машина не заводилась, и, вскочив ночью по тревоге, он порой не мог тронуть ее с места, застопорив движение всей колонны. Признался, что даже вспотел от страха, когда в первый раз сел за руль. Наверное, Степаныч или очень мудрый, или, может, просто честный? Действительно, почему, например, если женщина неудачно припарковывает авто или подрезает чей-нибудь автомобиль, то она «дура набитая, не знаю, где только права купила». А если абсолютно то же самое делает мужчина, то он просто «нахал» или у него «спортивный стиль вождения», что в любом случае звучит много уважительней.
Личник
Итак, учиться у моих мастеров я не желаю. Но и просить подбросить меня куда-нибудь то мужа, то сына, который, тут же просит подбросить деньжат на бензин –
Так и дозрела я до личного инструктора – совсем по-стороннего человека. Инструктора, соответствующего простым требованиям: крепкая нервная система, чтобы не ругался и был терпеливым – подыскивали мне всем миром.
Геннадия Ивановича, работающего под девизом «нет на свете человека, даже женщины, которого нельзя научить водить автомобиль», буквально из рук в руки передала приятельница. Она сама – живая реклама его мастерства. Натуральная блондинка, которая прежде в экстремальной ситуации бросала руль, вцеплялась в пассажира, закрывала глаза и нажимала педаль газа, теперь чувствует себя в потоке машин как рыба в воде. В зависимости от обстоятельств она – то золотая рыбка, успевающая во время движения строить глазки, то щука, которая не боится открыть окно, чтобы рявкнуть на «лоха», и может, не сбавляя скорости, показать одновременно два фэка.
Ну а мне еще проще, думала я, ведь я вполне продвинутый «чайник» – точно знаю, куда вставлять ключ зажигания, различаю педали газа и тормоза, умею открывать-закрывать капот! Для инструктора – просто мечта, а не ученица.
Но его почему-то вовсе не порадовал мой опыт – придется переучивать, а это, оказывается, сложнее, чем начинать с нуля… Мало воодушевило его, похоже, и остальное: как только я села в водительское кресло, Геннадий Иванович внимательно осмотрел мои лицо, руки и ноги. Подумалось: «Какое ему дело до женских частей тела, находящихся в употреблении уже пятый десяток?» Но мои «ноги – руки – голова» интересовали инструктора, оказывается, не в эстетическом, а сугубо практическом плане. «Ты что нервничаешь? – спросил он. – Есть обувь без каблуков? Чего так вцепилась в руль, аж руки дрожат? Раз села в машину, все забудь, никуда не торопись. Создай себе комфортные условия», – сказал он и помог отрегулировать водительское сиденье, зеркала бокового и заднего обзора, а заодно напомнил назначение рычагов, кнопок и датчиков на панели управления.
Спокойствие инструктора
Только через несколько занятий, когда, не глядя, спокойно переключала скорости, вполне сносно делала все упражнения на площадке, вплоть до европарковки, Геннадий Иванович сказал: «Поздравляю, завтра выезжаем в город».
Назавтра поехали маршрутом, по которому мне предстоит ездить ежедневно: дом – школа – работа – школа – дом.
Считается, что место «чайников» на дороге – крайняя правая полоса. Но там могут быть повороты, и к тому же постоянно приходится объезжать припаркованные автомобили, перестраиваться, а значит – одновременно держать руль, смотреть в зеркала, подстраиваться под скорость других машин и даже вклиниваться между ними. Чуть замешкаешься – вокруг начинают бибикать, что тоже не придает уверенности. Поэтому предпочтение отдаем средней, менее маневренной, полосе. «Если растеряешься или мотор заглохнет – не волнуйся, – инструктировал Геннадий Иванович. – В самом-самом крайнем случае, если запаниковала, остановись, включи аварийку и ни на кого не обращай внимания».
Со скоростью потока
По правилам, в городе следует ездить со скоростью не более
«Весна! У толпы прорастают женские ноги», – сказал поэт Вишневский. Но после зимы бесстыже обнажаются и казанские дороги. Вон, впереди, все их «прелести» – ямы, колдобины и выбоины. Притормаживаю и проезжаю участок на самой медленной скорости. Геннадий Иванович, который дает мне возможность совершить ошибку (если нет угрозы ДТП) и только потом, в спокойной обстановке анализирует ее, поясняет: «Небольшие участки с неровной дорогой – железнодорожные и трамвайные переезды, «лежачие полицейские», небольшие ямки не стоят того, чтобы сильно снижать скорость. Безопасная для автомобиля и водителя скорость в этом случае – 30–40 км/час».
Перестройка
И вот наступило неизбежное – необходимо перестроиться в другой ряд. «Не волнуйся, если не успеешь влезть куда надо – стой и мигай,
Лояльно и снисходительно относятся к женщинам за рулем, тем более неопытным, солидные, самодостаточные мужчины на дорогих машинах. Они, видимо, знакомы с проблемами «блондинок за рулем» не понаслышке – их жены и дочери проходили этот путь. Хотя ждать от них помощи не стоит, но зато эти джентльмены (другого эпитета и не подберешь) не психуют, если их ненароком подрежешь, замедлишь перед ними или даже… заденешь их авто. Как-то моя знакомая боком слегка потерлась об такого. «Все, мне конец», – подумала она. Включить «блондинку»? Нет, надежду на женское обаяние разрушала «помеха справа», что сидела в пассажирском кресле потерпевшего. У приятельницы затряслись все поджилки, когда мужчина подошел, покачал головой и «сочувственным» (как ей показалось, именно в кавычках) голосом сказал: «Миленькая моя, тебе от мужа сильно достанется, да?» Да не достанется от мужа ничего – ни трепки, ни сочувствия, ни денег: сама авто покупала, самой и средства на ремонт обеих машин искать придется! На КАСКО-то денег пожалела.
Мужчина, оказалось, действительно, искренне пожалел ее – уехал, не предъявив никаких претензий, а приятельница заплакала. То ли от жалости к себе, то ли от совершенного открытия: бывают на свете мужчины, которым даже в голову не приходит, что слабую половину человечества, этих «нежных фиалок, цветущих на залитом солнцем поле» могут заботить такие приземленные вопросы, как ремонт машины или уплата кредита. От удивления, что есть мужские особи, которые уверены, что женщины, как дети, должны беспокоиться лишь о том, чтобы их не поругали…
(Продолжение следует)