Прогресс в экономике невозможен без высококвалифицированных рабочих и инженеров. Это аксиома. Но хорошего специалиста в одночасье не воспитаешь. Необходимо выявлять технически одаренную молодежь, создавать ей условия для самореализации.
В прошлом году Президент Рустам Минниханов нацелил руководителей промышленных компаний, министерств, ведомств и учебных заведений Татарстана на возрождение системы детско-юношеского технического творчества. И результаты уже есть. К примеру, КамАЗ и Набережночелнинский центр технического творчества №5 совместно подготовили комплексную программу дополнительного образования «Детская инженерная академия». А министерства промышленности и торговли, образования и науки работают над долгосрочной целевой программой по развитию детского и юношеского творчества в Татарстане.
Лучших из худших нам не надо
Одной из острейших проблем татарстанских промышленных предприятий является нехватка высококвалифицированных, технически грамотных кадров.
Министерством промышленности и торговли совместно с 97 компаниями республики сформирована потребность в специалистах на 2014–2016 годы: она составила почти 19,2 тысячи человек, из них львиная доля – рабочие профессии. Об этом сообщила заместитель главы Минпромторга Гульнара Ахмадеева на пресс-конференции, прошедшей во вторник в Республиканском агентстве по печати и массовым коммуникациям.
По словам генерального директора Казанского вертолетного завода Вадима Лигая, зачастую молодые специалисты не соответствуют требованиям работодателей. Руководство этого предприятия, давно взаимодействующего с Казанским авиационным институтом (ныне – Казанский национальный исследовательский технический университет),
Тогда вертолетостроители поняли: растить будущих специалистов следует со школьной скамьи. И в 2009 году взяли под свое крыло один из классов казанской гуманитарной гимназии №8. Там было усилено физико-математическое направление. Через несколько лет 18 выпускников с приличным уровнем знаний стали студентами КАИ.
Взаимодействие промышленников и чиновников со школами, начальными, средними и высшими профессиональными учебными заведениями в части подготовки кадров для реального сектора экономики активизировалось в прошлом году – после соответствующего поручения Президента Рустама Минниханова. К примеру, на базе альметьевского предприятия «Алнас» стартовал проект «Колледж будущего Татарстана» по выпуску высококвалифицированных специалистов для промышленности республики.
В решении этой задачи огромную роль играет возрождение центров технического творчества детей и молодежи. Как заметила Гульнара Ахмадеева, сегодня в Татарстане в объединениях технической направленности занимаются в среднем семь процентов от общего количества школьников и студентов. Предполагается в текущем году увеличить этот показатель вдвое (к слову, в советские времена он доходил до 50–70 процентов).
В нынешнем году Правительство республики в рамках нового комплексного проекта «Школа после уроков» планирует направить 37 млн рублей на создание при школах и учреждениях дополнительного образования 108 центров по четырем направлениям: техническое творчество, агротехнический профиль, проектно-исследовательская и спортивно-туристическая деятельность учащихся. На конкурс по реализации этой программы было подано 266 заявок из 44 муниципальных образований. В итоге отобран 101 лучший проект в 26 муниципалитетах. И еще 40 млн рублей будет выделено на оснащение лабораторным оборудованием кабинетов физики, химии и биологии в школах, подписавших партнерские соглашения с профильными предприятиями.
А чтобы привлечь средства массовой информации к благому делу по правильному профессиональному ориентированию молодого поколения, Казанский вертолетный завод при поддержке Мин-промторга и Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям учредил журналистский конкурс «Престиж рабочих профессий и инженерных специальностей».