Острая нехватка на селе молодых специалистов заставляет по-новому взглянуть на проблему трудоустройства «бюджетных» выпускников вузов
Сначала несколько цифр.
В пояснительной записке к новому закону «Об образовании в Российской Федерации» (он принят в январе этого года), на которую ссылаются СМИ, указывается, что расчетная стоимость обучения студента на бюджетной основе в 2012 году составила 60 тысяч рублей в год. Если учесть, что в тот же год абитуриенты при поступлении в высшие учебные заведения претендовали на 351 тысячу бюджетных мест, то получается, что пятилетний курс обучения бюджетников при неизменной расчетной стоимости годового обучения обойдется стране в 105 млрд рублей!
А теперь цифры другие.
По данным, приведенным некоторыми СМИ со ссылкой на статистическое ведомство уже нашей республики, около 70 процентов выпускников гуманитарных специальностей и 30 процентов – технических трудоустраиваются не по полученной в вузе профессии. Правда, это касается студентов, окончивших как коммерческий курс обучения, так и отучившихся бесплатно для личного бюджета. Именно о тех, на кого серьезно потратилось государство, и поговорим.
Общеизвестно, что в будущих врачах, учителях, работниках культуры, ветеринарах специалистах сельского хозяйства кровно заинтересованы сегодня прежде всего сельские муниципалитеты.
И это при том, что нынешнее село, если пока и не составляет полноценную конкуренцию мегаполису, то по уровню того же набора различных социальных услуг и не отстает. На селе строятся отличные спортивные комплексы, есть современное высокотехнологичное медицинское оборудование, нашпигованы компьютерами школьные классы, библиотеки – с выходом в Интернет, введен электронный документооборот, внедряются другие новые информационные технологии.
Вот только оказалось, что ни денежными компенсациями, ни вполне реальными перспективами собственного жилья молодых представителей крайне востребованных профессий дальше ста километров от городской черты не заманишь. Жаль, но, похоже, энтузиасты вроде тургеневского Базарова, который добровольно поехал врачом в деревню, сегодня перевелись…
«Проблему трудоустройства по специальности выпускников, обучавшихся в вузах республики на бюджетной основе, обозначил еще больше года назад руководитель республиканского парламента Фарид Мухаметшин», – напоминает председатель Комитета Госсовета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев, с которым мы обсуждаем эту непростую социальную тему.
Депутат напомнил, что вопросы нехватки на селе врачей, учителей, работников сферы культуры и сельского хозяйства остро звучали в ходе встреч руководителя парламента с жителями муниципальных районов Татарстана. Что делать? Что должно измениться в стране, образовании, чтобы выпускники вузов стремились работать не только в больших городах? Да и неправильно это, что государство тратилось-тратилось на обучение дипломированного агронома, а потом от городского асфальта никакими силами его не оторвать.
Назрела необходимость законодательного решения ситуации.
Может быть, вернуться к системе распределения выпускников, весьма действенно решающей вопросы их трудоустройства в советские времена?
В последние три года в Госдуме активно шла разработка нового закона «Об образовании». Были надежды, что он решит вопрос острой нехватки специалистов в российской глубинке. Законодатели республики тоже не остались в стороне и направили в российский парламент ряд инициатив по модернизации системы образования, в том числе и по трудоустройству студентов-бюджетников. Например, предложили ввести норму об обязательной трехлетней «отработке», если выпускник получил специальность за счет государства.
«В закон вошло много по-правок от татарстанского парламента, но это наше предложение в данном виде не было поддержано. Депутаты Госдумы сделали другой важный шаг. Российским документом предусмотрено, что механизм закрепления трудоустройства выпускников вузов на местах утверждается подзаконным актом Правительства РФ. А поскольку субъекты РФ должны принять собственные, соответствующие федеральному аналогу законы об образовании, эта же процедура предстоит и нам», – уточнил Разиль Валеев. И добавил, что распоряжением Председателя Госсовета была создана рабочая группа по разработке нового проекта закона Республики Татарстан «Об образовании», в состав которой вошли представители республиканского парламента, Аппарата Президента и Правительства РТ, профильных министерств и крупных вузов республики.
По словам председателя парламентского комитета, заодно возглавляющего и эту рабочую группу, ее участники собирались уже трижды, и каждый раз заседания проходят в режиме острых дискуссий, поскольку оттачивается буквально каждая строка будущего закона. В частности, положениям о трудоустройстве выпускников уделяется особое внимание, но, как подчеркнул Разиль Исмагилович, «все покажет только практика». Вступить в силу республиканский закон должен уже с 1 сентября 2013 года.
«Сама идея закрепления выпускников вузов республики по специальности на местах очень неплохая, а с учетом потребностей рынка труда – крайне своевременная», – продолжает Разиль Валеев. Но депутат спешит успокоить: возврата к советским «распределительным» мерам не будет. В новой образовательной цепочке «государство – работодатель – студент» все звенья будут максимально равноправны.
…Вспомним, как система распределения выпускников вузов функционировала в советское время. Если молодой специалист не доехал до места распределения или не отработал те же положенные три года, то мог возникнуть и вопрос об изъятии у него диплома! Сегодня, конечно, нужен другой критерий. Например, на контрактные, целевые места не должны попадать случайные люди, нацеленные только на получение высшего образования, неважно, какого.
Российское правительство пока не утвердило окончательный механизм закрепления трудоустройства молодых специалистов. Но уже понятно, что оно будет происходить на контрактной, договорной основе. То есть, обучаясь на деньги конкретного работодателя, студент-целевик рассчитывает, что ему по окончании вуза гарантировано трудоустройство по специальности, а работодатель, соответственно, может формировать свою кадровую политику. Это фактически то же самое распределение, но на основе рыночных отношений: некоммерческий сектор, частные, а также государственные компании будут «заказывать» специалистов в тех вузах, которые их устраивают, самостоятельно определять для них должности, размер зарплаты, социальный пакет.
Скорее всего, в договоре, заключаемом в начале обучения, также будет предусмотрена (внимание, это очень важно!) и материальная ответственность за исполнение условий договора – как со стороны студента, так и обратной, «принимающей» стороны, то есть работодателя.
А что же государство, местные муниципальные власти?
По мнению депутата, государству в этой ситуации нужно будет не только обеспечить вузам квоты на бюджетные места для целевого обучения, но при этом отслеживать, куда в итоге отправится молодой специалист и как его встретят на первом рабочем месте. А вот задача муниципальной власти – корректировать этот процесс. Нужны району пять врачей и шесть учителей – значит, все они после вуза гарантированно принимаются на работу по специальности. То есть еще во время обучения студента-контрактника муниципалитеты совместно с работодателями должны решить вопросы его трудоустройства. Если не всем приезжающим можно построить дома или выделить квартиры (согласимся, это не всегда реально), то необходимо хотя бы выдавать кредиты, ипотеку, предоставлять служебное жилье.
«При таком полном соцкультбыте и комфортных условиях приезжие не только сами закрепятся и обзаведутся семьей, но и друзей позовут – мол, приезжайте, здесь вы сделаете карьеру и устроите свою жизнь быстрей, чем в городе, в котором запросто можно потеряться», – делится мнением Разиль Валеев.
Планируется, что проект республиканского закона об образовании Госсовет рассмотрит на одном из очередных заседаний. Кстати, ознакомиться с законопроектом и внести свои предложения можно будет на сайтах республиканского парламента и Министерства образования и науки.