Олимпийская «сборная» Эрмитажа

Для Казани и казанцев выставки из собрания Государственного Эрмитажа стали уже привычным явлением, но от этого они не перестали каждый раз радовать уникальностью своего визуального ряда и достойным не меньшего восхищения искусством (уже мало назвать это профессионализмом) питерских музейщиков создавать единый тематический контекст для сотен экспонатов, дошедших до нас из разных эпох, стран и даже цивилизаций.

Автор статьи: Ольга КРУЧИНА

information_items_10074375

Для Казани и казанцев выставки из собрания Государственного Эрмитажа стали уже привычным явлением, но от этого они не перестали каждый раз радовать уникальностью своего визуального ряда и достойным не меньшего восхищения искусством (уже мало назвать это профессионализмом) питерских музейщиков создавать единый тематический контекст для сотен экспонатов, дошедших до нас из разных эпох, стран и даже цивилизаций.

Не разочаровали сотрудники Эрмитажа и на этот раз. Представленная ими на суд казанцев выставка античного и западноевропейского искусства «Олимпия: победа над временем», ставшая одиннадцатой по счету со времени открытия в Казани Эрмитажного центра, – это столь же уникальный, сколь и увлекательный экскурс в историю Олимпийских игр.

Кроме художественного контекста, который объединил в одной экспозиции и общепризнанные шедевры, и предметы, впервые выставленные на всеобщее обозрение, новая выставка имеет дружеский подтекст. Это роскошный подарок Эрмитажа городу, который готовится принять Всемирные студенческие игры.

Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский лично приехал презентовать «олимпийскую» экспозицию.

«Эрмитаж давно участвует в культурной жизни Казани, а теперь мы можем считать себя полноправными участниками Универсиады, – сказал он на церемонии открытия. – Я очень надеюсь, что эту выставку посетят современные атлеты – в перерывах между соревнованиями или после того, как выиграют свои медали. И пусть она напомнит им о том, что колыбелью нашей цивилизации была Древняя Греция, чему подтверждение – проведение Олимпийских игр и Универсиад». 

По словам Михаила Пиотровского, это выставка о том, что Олимпийские игры – явление не только спортивное, но и интеллектуальное, оно объединяет добрые чувства и человеческое достоинство с духом здоровой соревновательности.

Директор музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева в свою очередь напомнила слова Платона (который, кстати, был олимпийским чемпионом по борьбе) о том, что «телесные упражнения» полезно сочетать с занятиями искусством и философией, и выразила надежду на то, что выставка «Олимпия: победа над временем» станет одним из самых резонансных культурных событий предстоящей Универсиады.

В торжественной церемонии открытия выставки также приняли участие министр культуры Айрат Сибагатуллин, министр по делам молодежи, спорту и туризму Рафис Бурганов и президент Академии наук Татарстана Ахмет Мазгаров, поблагодарившие Михаила Пиотровского и всех сотрудников Эрмитажа, принимавших участие в создании интереснейшей экспозиции, за высочайший профессионализм и вклад в Культурную универсиаду.

Первую экскурсию для почетных гостей провел куратор выставки – научный сотрудник отдела античного мира Государственного Эрмитажа Дмитрий Алексинский. 

Как уже сообщалось, на выставке представлено около трехсот экспонатов, многие из которых были заново отреставрированы в эрмитажных лабораториях. Среди них – выполненные в первые века нашей эры античные скульптурные и вазописные изображения богов и героев, покровительствовавших атлетам. Это и Зевс, в честь которого устраивались состязания в Олимпии, и Геракл, по преданиям, основавший сами Олимпийские игры, и Гермес, которого считали изобретателем борьбы как вида спорта. Здесь же – подлинные принадлежности античных атлетов, сосуды, использовавшиеся в качестве наград, изделия из бронзы, произведения коропластики, глиптики, нумизматики, которые помогают наглядно представить атмосферу Олимпийских праздников.

На выставке также представлены живописные полотна, гравюры и фламандские шпалеры, свидетельствующие о том, как своеобразно преломлялась память об античных атлетических соревнованиях в Средние века и эпоху Ренессанса. Специальный раздел экспозиции посвящен  «Великолепной карусели» на берегу Невы, устроенной Екатериной II по совету Вольтера и сочетавшей пышность придворного праздника с традициями античной Олимпии. Здесь представлены портрет одной из «призерш» первой российской «олимпиады» графини Анны Шереметевой, а также снаряжение коня другого именитого участника «карусели» – графа Григория Орлова.

Важной частью выставки является раздел, посвященный истории изучения Олимпии – сначала историко-филологического, а с XIX века – археологического. Здесь представлены комментированные издания античных авторов, отчеты о первых раскопках в Пелопонессе, реконструкции разрушенных временем и людьми древних олимпийских сооружений и многое другое.

На традиционной пресс-конференции, состоявшейся за час до открытия выставки, Михаил Пиотровский поделился ближайшими планами Эрмитажа относительно своего казанского филиала, пообещав, в частности, привезти в столицу Татарстана выставку французских художников-импрессионистов. По просьбе корреспондента «РТ» он также прокомментировал недавнюю отставку директора Лувра Анри Луаретта, который неоднократно бывал в Казани, в том числе в качестве члена Международного консультационного совета Эрмитажа. По словам Пиотровского, им замечательно работалось с Анри Луареттом, но драматизировать его уход директор Эрмитажа не склонен. «Это естественно, когда в стране меняется правительство, причем кардинально, а директор Лувра – это очень высокая государственная должность». Новым директором самого посещаемого музея планеты стал 49-летний Жан-Люк Мартинес, являющийся, кстати, специалистом по античному искусству. И Михаил Пиотровский не сомневается, что к уже существующим совместным проектам Эрмитажа и Лувра добавятся новые. Что же касается Анри Луаретта, которому, по словам Михаила Борисовича, действительно очень полюбилась Казань, то директор Эрмитажа заверил: «Он к вам еще приедет, и, думаю, не один раз, пусть и в другом качестве».

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще