Борьба за рынки – что бои на ринге

За последние сто лет конкуренция в нашей стране приобретала различные формы.

Автор статьи: Елена ТАРАН

За последние сто лет конкуренция в нашей стране приобретала различные формы.


В советские времена ее не было совсем – плановое хозяйство исключало соперничество между отечественными предприятиями, они конкурировали исключительно с зарубежными компаниями. В эпоху экономических реформ российские предприниматели и товаропроизводители понимали конкуренцию очень просто: в борьбе за рынки сбыта все средства хороши. Именно в конце 90-х годов российские предприятия в борьбе за потребителя научились демпинговать (снижать цены так, что конкуренты оказывались на грани банкротства), незаконно использовать чужие товарные знаки, производить продукцию, не имея на нее прав – патентов, лицензий и так далее. Иногда в ход шло и оружие – конкурентов, если не помогали испытанные методы, устраняли физически. Громких дел об убийствах предпринимателей в те годы было немало.


Россия на этом пути не была одинока, многие ныне развитые страны прошли тем же маршрутом. Другое дело, что мы двигались в этом направлении космическими темпами (медленно запрягали, но быстро поехали). В этой суматохе и были приняты два принципиальных федеральных закона: “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” и “О защите конкуренции на рынке финансовых услуг”. Законы эти регламентировали деятельность монополий, предписывали их поведение на рынке, вводили различные меры наказания за нарушение антимонопольного законодательства и т.д. Другими словами, эти нормативные акты устанавливали для предпринимателей правила игры, которые необходимо соблюдать в обязательном порядке. Добавим, что эти законы действуют и по сей день.


Однако, как сообщал журналистам на брифинге в агентстве “Татмедиа” и.о. руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Татарстану Александр Груничев, этим законам (а они были приняты в 1999 году) жить осталось недолго. Государственная Дума на днях приняла в третьем чтении новый закон “О защите конкуренции”. С вступлением его в действие два ныне существующих закона уйдут в прошлое. Более того, это историческое для товаропроизводителей событие произойдет, скорее всего, до конца нынешнего года. Пока же новый закон направлен в Совет Федерации, после одобрения сенаторами закон поступит на подпись Президенту РФ.


Что же нового содержит закон?


Во-первых, антимонопольная служба акцентирует свою деятельность в основном на крупных предприятиях. Крупными считаются компании, чьи суммарные активы или выручка от реализации товаров за год превышают три миллиарда рублей. Почему сделано такое разделение? Да потому, что активы могут стоить копейки, а реализуемая продукция – быть весьма дорогостоящей (например, ювелирные изделия из золота и платины).


Во-вторых, определяется круг сделок, которые могут быть совершены только с разрешения антимонопольного комитета. В числе таких сделок – приобретение пакетов акций либо долей в уставном капитале в размере более 25 процентов (в ныне действующем законе – 20 процентов).


В-третьих, закон вводит новый термин – “принцип разумности”. Как отметила заместитель руководителя управления ФАС по Татарстану Татьяна Полонская, теперь некоторые действия монополистов могут и не вызвать санкций со стороны антимонопольной службы, если эти действия продиктованы принципом разумности. Например, предприятие снимает с производства какое-то изделие, но не для того, чтобы вызвать ажиотаж и панику на рынке (помните дефицит соли, когда ее покупали мешками из-за якобы проблем у поставщиков?), а ради того, чтобы снять с конвейера устаревшую продукцию и взамен предложить новую, более качественную и эффективную.


Ну и, наконец, закон разрешает соответствующим органам для защиты отечественных товаропроизводителей вводить антидемпинговые пошлины. Если внешние поставщики приходят на российский рынок с продукцией, цена на которую явно ниже затрат на ее производство (белорусский трикотаж, украинские конфеты и т.д.), то на эти изделия будут вводиться пошлины, которые выровняют цены на ввозимую и отечественную продукцию. Наверное, многим странам – участникам ВТО это положение не очень понравится. Ведь европейские страны и США только и ждут удобного случая, чтобы основательно завалить российский рынок “ножками Буша”, импортным молоком, мясом и колбасами. Некоторые компании уже сейчас закладывают в бюджетах потери от использования низких цен и подсчитывают, какие прибыли они получат, когда их российские конкуренты окажутся разорены. Тогда монополисты и покажут россиянам истинную цену своей продукции: дешевой она быть не может по природе, учитывая хотя бы дорогую рабочую силу на Западе.


Иностранные конкуренты, конечно, могут негодовать по поводу возможного введения антидемпинговых пошлин. Однако российские законодатели не нарушили норм международного экономического права: многие страны, в том числе и Евросоюза, защищают свои рынки и производство именно таким образом. Как отметил Александр Груничев, это международная практика, и Россия тут не применяет дискриминационных мер по отношению к иностранным компаниям.


Нельзя не сказать и о том, что закон заметно усиливает позиции антимонопольной службы. Если раньше ФАС могла выносить предписания в адрес нарушителей законодательства, в ряде случаев обращаться в арбитражный суд, который мог вынести решение о возмещении экономического ущерба в пользу пострадавшей компании, то теперь антимонопольная служба получает право вводить штрафные санкции против производителей, не соблюдающих закон. Причем штрафы серьезные – от двух до четырех процентов от суммарной годовой выручки за предшествующий нарушению календарный год. Если выручка, например, три миллиарда рублей (законодателям почему-то понравилась эта цифра), то четыре процента от этой суммы – 120 миллионов рублей. Немало, надо сказать.


Правда, некоторые нарушители наказания могут избежать. Для этого необходимо добровольно заявить в антимонопольную службу о заключении “картельных соглашений” о разделе рынков и сфер влияния, отказаться от дальнейшего участия в подобных соглашениях и помочь ФАС в выявлении других участников сделок. Словом, можно денег и не платить, если вовремя выйти из игры и “настучать” на партнеров по совместным действиям. Это положение, конечно, зеркальная копия некоторых статей уголовного законодательства: наказания вы можете избежать или получить условный срок, если раскаетесь в содеянном, явитесь с повинной и расскажете об остальных участниках преступления. В уголовном процессе эти положения активно используются. Как поведут себя предприниматели при реализации норм нового закона “О защите конкуренции”, никто сказать не берется. Практика покажет.


Александр Груничев также пояснил, что Федеральная антимонопольная служба не будет злоупотреблять данными ей правами штрафовать всех нарушителей. У ФАС нет экономического интереса увеличивать “сборы от нарушений законодательства”. Дело в том, что суммы собранных штрафов будут направляться в бюджет, сама служба от этого ничего не поимеет, даже премии. У работников управления интерес один, оптимистично заверили участники брифинга, – чтобы все товаропроизводители в своей деятельности соблюдали “правила игры” на рынке, а ФАС, как рефери, будет разнимать и наказывать разбушевавшихся бойцов. Кое-кого, возможно, придется и наказать, и дисквалифицировать. Чтобы другим неповадно было.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще