«Трудная ли была дорога?», «Какие цвета у татарстанского флага?», «Есть ли у депутатов каникулы?» – эти вопросы на татарском языке, заданные четвероклассниками набережночелнинского лицея №78, озадачили взрослых. Отвечать нужно было на татарском, которым, увы, они владели не настолько хорошо, как юные школьники.
С посещения открытых уроков татарского языка в 4-м, 5-м и 9-м классах в лицее №78 им. А.С.Пушкина началось совместное выездное заседание Комитета Госсовета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам и Комиссии Госсовета по контролю за реализацией национального проекта «Образование». В том, как выполняется республиканская программа по сохранению, изучению и развитию государственных и других языков в образовательных учреждениях, участники выездного заседания убедились воочию.
Лицей №78 был выбран не случайно – ежегодно он занимает первое место в Челнах по результатам предметных олимпиад. Здесь обучаются более тысячи детей, причем только в первую смену. То, что учебное заведение носит имя Пушкина, накладывает определенную ответственность. Более двадцати лет оно поддерживает связь с Царскосельским лицеем. Ежегодно летом около двадцати учащихся с руководителем выезжают в поселок Пушкинские горы, что в Псковской области. В здешнем музее-заповеднике ребята могут воспользоваться местным архивом для своих исследовательских работ. «Человек, который хоть раз побывает в этих местах, получает „пушкинскую прививку“ – сам начинает писать стихи, – рассказала заместитель директора по учебной работе Елена Метревели. – Оттуда дети приезжают совершенно другими и стремятся побывать там еще».
…В детском саду №104 «Бэлэкэч», построенном по одноименной программе, группа детишек продемонстрировала знание татарского языка в ролевых играх. Мальчишки и девчонки общались не только между собой, но и с гостями. «Бэлэкэч» не раз называли детсадом будущего. И с этим трудно не согласиться. Пожалуй, любая мама с большим удовольствием отдала бы свое чадо в такое заведение. Просторные комнаты, удобная планировка, есть бассейн. Масса ярких игрушек. Чисто, красиво, уютно. Все продумано до мелочей – к примеру, в шкафчике с виду для одежды «прячется» сушилка. Перила в детском саду двух размеров: стандартные – для взрослых и чуть пониже – для детей. В просторном спортивном зале есть все – начиная от различных спортивных игрушек и заканчивая невысокой стенкой для скалолазания, выступы которой сделаны в виде разноцветных фигурок животных. Жаль, что не все наши детсады такие, как этот.
Еще одна из передовых и инновационных школ, в которой побывали участники выездного заседания, – лицей-интернат №84 имени Гали Аккыша. Здесь учатся более четырехсот детей, из которых около семидесяти проживают в интернате. «В нашем лицее три крупных направления, по которым ведется работа, – рассказал директор Шамиль Закиров. – Это формирование инновационно-творческой, этнокультурной среды и IT-направление». Здесь вот уже пятнадцать лет издается собственная газета на татарском языке «Илхам», где ребята размещают свои статьи, заметки и стихи. Кроме того, в лицее две театральные студии – русская и татарская, каждая из которых ставит спектакли на родном языке.
Затем участники заседания побывали в Доме дружбы народов «Родник», где их приветствовали на разных языках представители украинского, кряшенского, марийского, удмуртского, чувашского, башкирского, армянского, немецкого и других национально-культурных обществ.
Непосредственно само заседание комитета и комиссии прошло в Набережночелнинском институте социально-педагогических технологий и ресурсов. Длилось оно почти три часа, но эмоциональные выступления не давали публике скучать.
«Набережные Челны имеют конкретный опыт в реализации проекта „Образование“ и программы по языкам, – отметила заместитель Председателя Госсовета Римма Ратникова. – В 2004 году, когда программа по языкам разрабатывалась, мы отстаивали буквально каждый рубль на ее финансирование. Теперь, учитывая все наработанное, нужно создавать новую программу на следующие десять лет».
В свою очередь председатель Комитета Госсовета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев также подчеркнул, что целью этого заседания является выявление всех плюсов и минусов проведенной работы для учета в новой программе.
Выступающие озвучили немало проблем, которые, на их взгляд, мешают достижению реального двуязычия в республике. В частности, это слабая мотивация к изучению татарского языка, сложность программного материала, отсутствие стимулирования работников, применяющих на практике оба государственных языка, и другие. Ректор Института социально-педагогических технологий и ресурсов, депутат Госсовета Файруза Мустафина отметила на заседании: детей нужно прежде всего учить разговорной речи, а не только грамматике. То, что мы сегодня видели в челнинских образовательных учреждениях, – это та самая коммуникация, которую и необходимо претворять в жизнь. Этим опыт автограда и ценен.