Высокая миссия

О роли университетов в третьем тысячелетии

«Университет – эпицентр мыслеборения о настоящем и будущем человечества». Хотя по-­русски слово «мыслеборение» звучит непривычно, но всем, связавшим свою судьбу с университетами классического типа, смысл сказанного генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном понятен.

Автор статьи: Булат СУЛТАНБЕКОВ

information_items_72779

О роли университетов в третьем тысячелетии

«Университет – эпицентр мыслеборения о настоящем и будущем человечества». Хотя по-­русски слово «мыслеборение» звучит непривычно, но всем, связавшим свою судьбу с университетами классического типа, смысл сказанного генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном понятен.

Это характеристика роли университетов и высшего образования в целом в процессе дальнейшего развития мирового сообщества. Именно этой проблеме посвящена недавно переизданная в Казани в дополненном виде коллективная монография «Высшая школа в XXI веке: усиление влияния на национальное и мировое развитие».

Монография открывается разделом «ООН в глобализирующемся мире», где даются статьи Пан Ги Муна, шефа-координатора программы «Вклад научных сообществ» Раму Дамодарана, ректора МГИМО академика Анатолия Торкунова. Все они размышляют над самыми горячими проблемами современного образования, и главный их вывод – университеты и судьбы человеческой цивилизации тесно связаны между собой. Полагаю, что эта парадигма совершенно правильна. Именно университеты стали стартовой площадкой для многих титанов мысли, великих провидцев, выдающихся политиков, изменявших мир в лучшую сторону. Формируя генерацию за генерацией просвещенных, талантливых пассионариев, университеты стимулировали продвижение человечества по ступеням цивилизационной зрелости. Такова природа университетского феномена.

Во втором разделе книги – «Модернизация высшей школы – вектор прогресса человечества» – содержатся выступления тех, кто непосредственно решает проблемы модернизации образования и развития науки в Татарстане. Начинается он статьей Президента Рустама Минниханова, в которой рассмотрены пути превращения Татарстана в один из ведущих центров образования и науки в России и мире в целом. Выдвигается задача сделать эту цель национальной идеей. Видно, что автор хорошо знаком с мировым опытом в этой области, в частности с сингапурским. А в статье мэра Казани Ильсура Метшина предлагаются конкретные меры по выполнению поставленной Президентом задачи. Судя по выступлениям авторов раздела, в республике успешно формируется новая элита – высокообразованная, стратегически мыслящая, способная превратить лозунг, выдвинутый первым Президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым – «Без булдырабыз!» ( «Мы можем!»), – в утверждение «Без булдырдык!» ( «Мы смогли!»).

Конечно, тут остается еще много нерешенных вопросов. Назову некоторые, наиболее актуальные. Оправдала ли себя тестовая система ЕГЭ, по мнению многих педагогов, не способствующая развитию творческого мышления молодежи? Замечу, что на Западе все более теряет авторитет существующая более 60 лет формализованная система «Ай-Кью», считавшаяся главным инструментом определения умственного развития человека и широко применявшаяся даже при приеме на работу. Вызывает много вопросов широко развернувшаяся в последнее время кампания по выявлению не-
эффективных вузов и созданию огромных научно-образовательных холдингов по типу советских совнархозов. Недавно, например, выяснилось, что один из казанских вузов, который пытались слить с другим, но который сумел отстоять свою независимость, стал по рейтингу лучшим в городе. Полагаю, что мы явно поторопились и с ликвидацией самостоятельности финансово-экономического и педагогического вузов. Сейчас начали весьма ретиво «омолаживать» вузовские кадры, и за бортом оказываются многие видные ученые, профессора, что нарушает преемственность педагогических традиций. Вызывает беспокойство и коммерциализация системы образования, превращение вузов в «цеха» по оказанию научно-образовательных услуг, о чем свидетельствуют и объявления в Интернете, предлагающие помощь в получении дипломов о высшем образовании и даже кандидатских и докторских степеней. Тенденция весьма опасная, о чем ярко свидетельствует разразившийся недавно «коррупционный ВАК–гейт».

И еще одна проблема, волнующая образовательное сообщество Татарстана, – идет постоянное сужение национально-образовательного компонента, включая изучение истории и татарского языка, и здесь руководителям, и не только Минобрнауки, явно не хватает последовательности в отстаивании уже достигнутых позиций.

Наверное, самый значительный раздел книги назван «Университеты создают новый образ мира». В нем обобщается опыт «переналадки» и «перезагрузки» важных сфер университетской жизни – методической, информационно-технологической, материальной и управленческой. Эти вопросы в разделе обсуждают ректоры, профессора, аспиранты, студенты…

Здесь можно выделить четыре главные проблемы. Первая – смена парадигмы образования, восстановление традиционной трехзвенной системы «обучение – развитие – воспитание». Вторая – переформирование университета из фабрики «спецов» в школу инновационного мышления и действия. Третья – переход к стратегии подготовки нового, социально ответственного типа элиты, способного остановить процессы разрушения российской цивилизации и начать создание новой модели общественного устройства. И, наконец, четвертая – создание в общественном сознании представления об университете как важнейшей социальной институции, помогающей обеспечить культурно-цивилизационную мощь и высокий рейтинг в мировом сообществе. Подходы к решению этих проблем различны, но все они направлены на успешное решение задачи формулировки ответов на вызовы третьего тысячелетия.

Запоминаются написанные профессором Энгелем Тагировым вводная и заключительная части книги – «Знаниевая революция – значение новой эпохи» и «Университеты – локомотивы прогресса: на путях прорыва». В них проанализированы особенности нарождающейся пост­индустриальной цивилизации, главным двигателем которой будут не углеводородные ресурсы, финансовый капитал и материальное производство, а умственные способности, знания и культура. Гуманитарное предназначение – это и есть верхняя планка представлений о миссии университетов в XXI веке, таким видит будущее университетов автор проекта Энгель Тагиров.

«Хорошая книга – новость, лучше которой ничего не бывает». Афоризм Черчилля вполне уместен по случаю выхода данного издания. Ибо здесь – сгусток идей новой философии образования. К тому же уровень оформления книги вполне отвечает европейскому стандарту качества. Вот почему полагаю, что будет правильно, если она войдет в подарочный набор участников и гостей Универсиады, среди которых будут и действующие, и будущие лидеры многих стран. Возможно, следует издать ее и на английском языке – хотя бы в виде дайджеста.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще