Не мода, а норма

И снова об инклюзивном образовании

Однажды во время моей лекции по инклюзивной педагогике молодая воспитательница детского сада с отчаянием произнесла: «У меня в группе двадцать пять человек, среди них один – гиперактивный. Поверьте, он требует больше времени и внимания, чем все остальные вместе взятые. Не могу же я всех детей бросить и заниматься только им!» Другой пример. Школьная учительница, у которой возник конфликт с больным ребенком из-за непонимания его психологии, безапелляционно заявила: «Я работаю только с психически и физически здоровыми, я не ориентирована на больных и инвалидов»…

information_items_72742

И снова об инклюзивном образовании

Однажды во время моей лекции по инклюзивной педагогике молодая воспитательница детского сада с отчаянием произнесла: «У меня в группе двадцать пять человек, среди них один – гиперактивный. Поверьте, он требует больше времени и внимания, чем все остальные вместе взятые. Не могу же я всех детей бросить и заниматься только им!» Другой пример. Школьная учительница, у которой возник конфликт с больным ребенком из-за непонимания его психологии, безапелляционно заявила: «Я работаю только с психически и физически здоровыми, я не ориентирована на больных и инвалидов»…

Таких случаев могу привести сколько угодно. К сожалению, многие наши учителя не получили должных знаний и навыков по педагогике и психологии инклюзивного образования, они в большинстве своем не хотят возиться с учениками «с особыми образовательными потребностями» – это сложно и не очень приятно.

Напомним: инклюзивная педагогика – это обеспечение равного доступа к образованию абсолютно для всех обучающихся. Под инклюзию подпадает множество категорий граждан, в том числе инвалиды, представители этнических меньшинств, лица, содержащиеся в пенитенциарных учреждениях, маргинальные слои общества том числе ВИЧ-инфицированные), лица с различными интеллектуальными и физическими отклонениями – словом, те, к кому в учебном процессе необходимо применять особые подходы, специфические методы и приемы.

Надо сказать, мы достаточно серьезно изучали зарубежный опыт, побывали в странах Европы, где инклюзивное образование достигло высокого уровня. Государство там проводит огромную работу по обеспечению доступа к равным образовательным возможностям для всех своих граждан. Для России идеи инклюзивной педагогики тоже не новы, и все же пока у нас в стране, и в Татарстане в частности, в инклюзивном образовании делаются только первые шаги. Об этом говорили в феврале в Зеленодольске, где прошла Всероссийская научно-практическая конференция по инклюзивной педагогике с международным участием. Ее организовал казанский Институт экономики, управления и права совместно с республиканским Министерством образования и науки, Международной академией наук педагогического образования и администрацией Зеленодольского района.

У нас в стране, и в республике в том числе, особенно остро стоит вопрос обучения и социализации инвалидов. В Татарстане около 23 тысяч детей с ограниченными возможностями, половина из них – школьного возраста. Но в республике единицы общеобразовательных школ, в которых была бы создана более или менее полноценная доступная среда, поэтому большинство детей с ограниченными возможностями обучаются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях или на дому, в лучшем случае – дистанционно. Это приводит к задержке их общего и социального развития. Сложно создать в обычной школе и атмосферу принятия таких детей родителями здоровых ребят, которые всячески пытаются оградить свое чадо от общения с больным или с ребенком-мигрантом. Мешает внедрению идей инклюзивной педагогики в образовательный процесс и так называемая «элитность» ряда школ, организующих конкурсный прием даже в первый класс. Но главный вопрос – это кадры. Нужны грамотные педагоги для обеспечения инклюзивной практики. Наш институт сейчас занимается подготовкой таких специалистов, и радует, что наши учителя готовы учиться. Уверяю, подготовленный педагог никогда не распишется в бессилии, как те учителя, о которых я рассказала вначале.

«Пилотной» площадкой для апробации и внедрения научных разработок в области инклюзивной педагогики готов стать Зеленодольский район. В этом уверила участников конференции заместитель руководителя исполкома района Раиса Афанасьева. То, что тема инклюзивного образования невероятно актуальна, можно было понять и из откровений педагогов-практиков, и из рассказов мам «особенных» детей и просто неравнодушных людей, которых волнует эта социальная проблема.

Инклюзивное образование нужно развивать, другого пути у нас нет, подытожили разговор участники конференции. Несмотря на сложности этого процесса, мы, педагоги, занимающиеся данным вопросом, все же надеемся, что при поддержке Министерства образования и науки, республиканского Института развития образования, руководителей муниципалитетов нам удастся продвинуть в Татарстане идеи инклюзии.

Дания АХМЕТОВА, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РТ, заслуженный учитель РТ

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще