100 лет исполнилось журналу «Магариф»
Многолетняя борьба за создание периодической печати на татарском языке увенчалась успехом только после Февральской революции 1905 года. К концу этого года впервые в истории татарского народа появились сразу четыре газеты на родном языке. И это было большим достижением.
Однако потребность в национальной периодической печати у народа, обладавшего высокой степенью грамотности, была огромна. В результате уже в 1906 году в шести городах страны появились 16 новых газет и журналов.
В годы реакции в редакторско-издательском деле наблюдался некоторый спад. Однако уже в 1913–1914 годах татарская периодическая печать вновь ожила. В 1913 году одновременно выходили 24 издания, в том числе 14 журналов.
21 февраля (по новому стилю – 6 марта) 1913 года в Казани вышел первый номер журнала «Мэктэп» ( «Школа»), предшественника журнала «Магариф» ( «Образование»). Он выпускался за счет средств издательства, принадлежащего Ахмадуллиным. Учредителем и ответственным редактором был Шигабутдин Ахмеров. На страницах издания активно выступали со статьями, научными трудами такие литераторы, общественные деятели, опытные педагоги, как Г.Тукай, Г.Ибрагимов, Г.Исхаки, Ф.Амирхан, Х.Муштари, М.Курбангалиев, Х.Атласи, С.Максуди, Г.Губайдуллин, М.Акчурина, Ф.Сулеймания, М.Музаффария и многие другие.
С 7 ноября 1918 года журнал начал выходить под названием «Магариф» ( «Просвещение»). Он основан Научным центром при отделе народного образования Центрального Мусульманского комиссариата. Вопросы организации и основания журнала были поручены члену Научного центра, видному общественному деятелю, ученому-педагогу, классику татарской литературы Галимжану Ибрагимову и народному комиссару просвещения Шагиту Ахмадиеву. Первым редактором стал Галимжан Ибрагимов.
В 1919–1920-х годах выпуск журнала временно прекратился, а с 1921 года он вновь появляется как ежемесячное научно-педагогическое издание Наркомпроса Татарии. В эти годы редактором издания был Вали Шафигуллин (одновременно редактор газеты «Татарстан»), затем – Гаяс Максудов и другие.
С октября 1936 года по декабрь 1937 года журнал выходил под названием «Башлангыч мэктэп» ( «Начальная школа»). Решением бюро обкома ВКП (б) от 17 февраля 1938 года название журнала было изменено на «Совет мэктэбе» ( «Советская школа»).
В период Великой Отечественной войны и после нее журнал не выпускался. 4 мая 1946 года Татарский обком ВКП (б) обращается в ЦК ВКП (б) с просьбой о возобновлении выпуска журнала. И с сентября 1949 года он вновь издается с периодичностью один номер в два месяца тиражом 6 тысяч экземпляров, а с июля 1956 года выходит ежемесячно. С сентября 1990 года у него прежнее название – «Магариф».
Основная цель журнала – содействие совершенствованию учебно-воспитательной работы. Издание активно участвует в формировании передовой педагогической мысли, образовательной политики, решении актуальных задач образования, большое место отводит пропаганде научных достижений по педагогике и психологии, новейших технологий обучения и воспитания, модернизации образования. В центре его внимания – претворение в жизнь национального проекта «Образование», освещение вопросов здорового образа жизни, участие в претворении в жизнь законов РТ и РФ об образовании, республиканских и федеральных программ по вопросам обучения и воспитания. Журнал вносит большой вклад в развитие педагогической науки.
Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что «Магариф» является надежным помощником ученых, руководителей, воспитателей органов управлений образования и культуры, директоров и учителей не только татарских, но и русских, чувашских, удмуртских, марийских школ и дошкольных учреждений.
В последние годы его тираж составляет 10–12 тысяч экземпляров. (Из них около тысячи распространяется в тридцати регионах Российской Федерации.)
Журнал верно служил и служит делу развития образования и культуры. Сегодня это уникальное издание для школ, гимназий, лицеев, трибуна передового опыта, настольная книга учителей, работников системы образования.
- «Время требует от нас полноценной реализации принципа „образование – через всю жизнь“. Очевидно, когда мировой запас знаний удваивается каждые пять лет, необходимо учиться и переучиваться в течение всей жизни», – Габдархак Шамсутдинов
Редакция уделяет особое внимание модернизации образования, систематически публикует материалы о применении новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе.
Особое внимание уделяется работе с одаренными детьми. На страницах журнала печатаются материалы, рассказывающие об индивидуальном подходе к образованию и воспитанию детей, изучении их творческих возможностей, а также о работе клубов юных моряков, речников, детского автогородка, малых академий искусств, наук, летних лагерей для одаренных детей. Учитывая, что гуманитаризация образования дает толчок активному развитию сети учреждений эстетического профиля, на страницах издания значительное место отводится освещению опыта работы музыкальных и художественных школ, студий, школ искусств.
Как известно, в нынешних условиях значительно возрастает социальная значимость русского и татарского языков в формировании личности, духовно-нравственного мира школьника, его ценностно-ориентированной культуры. Учитывая важность обучения детей-татар и детей других национальностей русскому и татарскому языкам, журнал раскрывает важные принципы дидактики; принципы воспитывающего обучения, развития в ребенке способности, воспитания интереса к предмету. Претворяя эти принципы в жизнь, «Магариф» публикует на своих страницах статьи из опыта учителей-словесников: о научно-популярном объяснении нового материала, когда неизвестные учащимся языковые факты преподносятся в виде интересного рассказа, который убеждает школьников в том, что изучаемые ими закономерности языка очень своеобразны, что овладеть ими – значит действительно повысить культуру речи, понять еще одну тайну языков, научиться говорить еще точнее, ярче.
В материалах отделов «Родной язык и литература», «Русское слово» также рассказывается о постижении «механизма» правил языка. Большой интерес вызывают у учителей и те публикации, в которых говорится о формировании познавательных интересов учащихся, об использовании новых технологий на уроках, о психологическом аспекте трудностей школьников при обучении письму.
Основной задачей политики в сфере образования является повышение его качества, конкурентоспособности путем создания оптимальных моделей организации общего среднего образования. Одной из них является введение ЕГЭ и ЕРЭ. В связи с этим на страницах журнала систематически публикуются задачи и тесты по математике, истории, русскому и татарскому языкам, другим предметам. Освещается передовой педагогический опыт лучших учителей по подготовке и проведению единого государственного и республиканского экзаменов.
Время требует от нас полноценной реализации принципа «образование – через всю жизнь». Очевидно, когда мировой запас знаний удваивается каждые пять лет, необходимо учиться и переучиваться в течение всей жизни. Учитывая это, на страницах издания открыты рубрики «Школа молодого учителя», «В помощь классному руководителю», «Директору образовательного учреждения» и т. д. Материалы об организации работы молодых педагогов, классных руководителей, директоров школ и гимназий, их заместителей помогают учебно-воспитательной работе, способствуя формированию разносторонне развитой личности, конкурентоспособного специалиста.
В журнале есть приложение для молодежи «Голос студента», в котором освещаются проблемы учебы, отдыха учащихся вузов, говорится о подготовке их к жизни, конкурентоспособности на рынках труда.
В разделах «Родной язык и литература», «Начальные классы», «Дошкольное воспитание», «В мире знаний», «Воспитание и дополнительное образование», «Для вас, родители» публикуются незаменимые материалы для проведения уроков и внеклассных мероприятий, даются образцы дидактической методики. Напечатанные на страницах журнала сценарии, литературно-музыкальные композиции успешно используются в школах, в детских садах, а также работниками дворцов, домов культуры, клубов.
По инициативе журнала в республике проводится конкурс «Творчески работающие педагоги». Опыт работы призеров этого конкурса обобщается и доводится через журнал до всех учителей и воспитателей.
Многие публикации знакомят читателей с деятелями русской и татарской литературы и культуры, молодыми писателями, поэтами, композиторами, художниками и их произведениями.
Периодически печатаются материалы о новейших достижениях науки, решении актуальных научно-технических, социально-экономических и гуманитарных проблем республики.
В конкурсах среди юных историков, математиков, химиков, проводимых редакцией, участвует большое количество учащихся республики.
Журнал «Магариф» на протяжении многих лет верно служит развитию национальной педагогики. За это время он внес большой вклад и в формирование научных кадров, талантливых ученых и педагогов. Именно на страницах журнала многие из них оттачивали свое педагогическое и литературное мастерство.
Исторический опыт журнала «Магариф» уникален для татарской педагогической мысли, журналистики, а накопленный научный потенциал необходим татарстанским учителям и воспитателям, педагогам татарских школ и гимназий в местах компактного проживания татар в регионах Российской Федерации.
Габдархак ШАМСУТДИНОВ, главный редактор журнала «Магариф» ( «Просвещение»), кандидат исторических наук