О чем говорили на итоговой коллегии Минобрнауки
Не только и не столько показатели предметных олимпиад и результаты ЕГЭ определяют успешность работы системы образования – очень важно также, чтобы ребенок в этой системе развивался как личность, чтобы вся образовательная цепочка, от дошкольного уровня до конечного ее пункта – работодателя, действовала в единой связке. Об этом говорил Премьер-министр Ильдар Халиков на итоговой коллегии Министерства образования и науки, которая, как мы уже сообщали, прошла в понедельник в Набережных Челнах.
«В этом году меня порадовал ваш отчет», – признался Ильдар Халиков. Доклад, естественно, делал новый министр образования и науки Энгель Фаттахов, и его выступление действительно ощутимо отличалось от того, что было в прошлые годы. Новый глава образовательного ведомства, конечно, тоже упоминал об успехах, но акцент при этом все же делал на проблемах. Да, татарстанские школьники по-прежнему на лидирующих позициях в стране по числу побед и призовых мест на различных олимпиадах. Но вот по таким предметам, как английский и французский языки, обществознание, физкультура, мы в олимпиадном движении ощутимо отстаем от многих других регионов.
Да, на ЕГЭ выпускники показывают неплохие баллы, но остается достаточно серьезной проблемой наличие школьников, ежегодно остающихся без аттестата.
Обеспечили детскими садами малышей старше трех лет, но около 40 тысяч детишек в возрасте от полутора до трех лет все еще стоят в очередях в садик.
Есть проблемы с сельскими школами, национальным образованием, не изжиты до сих пор (а должны!) школьные поборы. Остро стоит проблема суицидов среди несовершеннолетних, и при этом в школах не хватает психологов, да и работа тех, что есть, не на высоте…
Одним словом, работать педагогам республики есть над чем. Необходимо, подчеркнул министр, выстроить четкую вертикаль руководства отраслью, чтобы знать, кто за что отвечает. Вместе с тем нельзя забывать и о мировых тенденциях в педагогике – они требуют отхода от назидательности, стремления к сотрудничеству между учителем и учеником. Настоящий учитель, отметил Энгель Фаттахов, должен прежде всего мотивировать ребенка к самосовершенствованию. А чтобы помочь татарстанским педагогам перестроиться, для них совместно с сингапурской компанией Educare запускают новый трехлетний проект по формированию системы тьюторской и методической поддержки, в рамках которого планируется обучить 30 тысяч человек.
– Я пришел на этот пост работать, а плохо работать не умею, поэтому требовать буду серьезно, – подытожил свое выступление министр. И был поддержан главой Правительства, который отметил, что денег в сферу образования вкладывается, пожалуй, больше, чем в любую другую, а слабых звеньев здесь пока, к сожалению, достаточно. Поэтому очень важно, заметил Премьер-министр, чтобы в системе образования все – от сотрудников детских садов до работодателей, принимающих на работу выпускников вузов, – работали в одной связке, чтобы дети уже с детского сада понимали, что они нужны республике, что их ждут в школах, техникумах, вузах, на предприятиях… Ведь в конечном счете важно воспитать гражданина, профессионала, будущее республики.
Говоря о конкретных задачах, стоящих перед татарстанским образованием, Ильдар Халиков призвал больше внимания уделять дошкольным учреждениям.
– Сегодня мы в лучшем случае упоминаем о том, что они у нас есть, хотя основы формирования личности закладываются именно там – это и образовательные процессы, и психологическое развитие, и вопросы здоровья, и многое другое, – констатировал Премьер-министр.
Достаточно серьезная проблема, по мнению Ильдара Халикова, – уровень проф-
ориентационной работы среди старшеклассников.
– Как много выпускников могут ответить на вопрос о том, кем бы они хотели стать? – задал он риторический вопрос. И посоветовал больше внимания уделить начальному и среднему профессиональному образованию.
Еще одно направление, на котором сделал акцент глава Правительства, – это оценка качества дополнительного образования. По некоторым учреждениям данного профиля наблюдается просто пугающее снижение посещаемости, так что и тут надо серьезно разбираться.
Не устраивает Премьер-министра, как выяснилось, и то, что более половины учителей, получивших в личное пользование ноутбуки, используют их крайне нерегулярно. Причем разброс по районам довольно значителен – Ильдар Халиков особо попросил обратить внимание на эту проблему руководителей образования в Дрожжановском, Алькеевском, Сармановском, Зеленодольском районах.
Кстати, образовательные системы районов нынче, как мы уже сообщали, впервые выстроили по рейтингу в зависимости от того, каковы там результаты учебной и воспитательной работы. За высокое качество образования были отмечены Бугульминский, Атнинский, Мамадышский, Нижнекамский районы, Вахитовский и Приволжский районы Казани. За развитие национального образования награды получили Арский, Актанышский и Сабинский районы, за воспитательную работу – Сабинский, Мамадышский и Чистопольский.
Не забыты были и педагоги – лучшим из них награды вручил Ильдар Халиков. В заключение он заметил, что в целом итоги работы отрасли за 2012 год руководство республики радуют, но от системы образования и руководители, и общество традиционно ждут большей отдачи.