Традиционная пресс-конференция в Госсовете на этот раз была посвящена обсуждению проекта Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». На вопросы журналистов отвечали депутат Государственной Думы от Татарстана, член думского Комитета по образованию Ильдар Гильмутдинов и председатель Комитета Госсовета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валеев.
Оба отметили: парламент Татарстана активно участвует в обсуждении российского образовательного законопроекта на всех его этапах. Документ еще до принятия его Госдумой в первом чтении в октябре этого года почти два года обкатывался не только в профильном Министерстве образования и науки РФ, в региональных парламентах, научном и педагогическом сообществе, но и прошел общественное обсуждение. Будущий закон станет главным инструментом образовательной политики, поскольку объединит два ныне существующих ключевых федеральных аналога – «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». «Всего к законопроекту уже до официального внесения в Госдуму поступило около 20 тысяч поправок, но и до сих пор дискуссии по нему не закончились», – сообщил Ильдар Гильмутдинов.
Ко второму чтению проекта закона депутаты татарстанского парламента направили более двух десятков поправок. Напомним: законопроект «Об образовании в Российской Федерации» содержит нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, начальное, среднее, высшее и дополнительное. Как пояснил Ильдар Гильмутдинов, пока остается ряд вопросов по модели стипендиального обеспечения и социальной поддержке сельских учителей. Нужно найти такое решение, чтобы в будущем положение этой категории педагогов улучшилось.
Многие обращения избирателей касаются закрытия малокомплектных школ. При решении такого рода вопросов авторы поправок предлагают прежде всего учитывать мнение населения. Относительно зарплаты педагогов Ильдар Гильмутдинов сообщил, что предусматривается, в частности, поэтапный подход к повышению средней заработной платы в сфере дошкольного и дополнительного образования – на уровне не ниже, чем в секторе экономики конкретного субъекта РФ.
Одна из поправок депутатов Госсовета, в частности, подразумевает включение в федеральный законопроект принципиальных для национальной республики, какой является Татарстан, понятий «родной язык» и «родная литература». Парламентарии считают также, что в новом законе необходимо сохранить все действующие нормы, касающиеся полномочий регионов в образовательной сфере.
Еще одно предложение – при приеме на бюджетные отделения вузов и техникумов следует заключать с абитуриентом контракт, предусматривающий по окончании учебного заведения отработку по специальности не менее трех лет. То есть отучился за счет государства – будь добр отработать там, куда направят.
Председатель парламентского комитета подчеркнул: важно, что в законопроекте много внимания уделено расширению прав и полномочий именно общеобразовательной школы. Отвечая на вопрос, какие критерии должны применяться при оценке работы вузов, депутаты были единодушны: единственной объективной оценкой является количество выпускников, трудоустроившихся по той специальности, по которой и обучались…
Предполагается, что Госдума рассмотрит законопроект до конца текущего года.